Финансовое обеспечение государственного задания - совершенствуем механизмы
Компания БФТ - российский разработчик программных и консалтинговых решений для госсектора и бизнеса
Решения БФТ в Реестре российского ПО!
МЕНЮ
/ / Госфинансы / Экспертные материалы

Финансовое обеспечение государственного задания - совершенствуем механизмы

Автор

Анастасия Гармашова,

Руководитель направления ДМАиК

• Время чтения: 4 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

Часть 5 «Обоснование корректирующих коэффициентов к базовым нормативам, используемых для финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, на примере сферы образования»

Эксперт БФТ

Четкое и прозрачное определение базового норматива является, в том числе, ключевым этапом обоснования корректирующих коэффициентов, применяемых к нему для учета как отраслевых, так и территориальных особенностей оказания государственных (муниципальных) услуг.

Так, общая формула расчета корректирующих коэффициентов приобретает следующий вид в привязке к обоснованной через применение стандартов, норм и нормативов базовой части нормативных затрат (формула 1):

Формула 1

Общая формула расчета корректирующих коэффициентов к базовому нормативу затрат


k =
Норматив в пересчете на нормы, учитывающие отраслевые и территориальные особенности

Базовый норматив


Применение прозрачных формул расчета корректирующих коэффициентов можно проиллюстрировать на примере определения отраслевого коэффициента для учета надбавки за обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в сфере образования (формула 2).

Формула 2

Пример расчета отраслевого коэффициента для учета надбавок за обучение лиц с ОВЗ и иных особенностей условий оказания услуги лицам с ОВЗ в сфере образования


kОВЗ =
Норматив с учетом надбавок персоналу, а также (в случае необходимости) с учетом низкой наполняемости классов/групп и т. п.

Базовый норматив


где:

kОВЗ – отраслевой коэффициент учета надбавок персонала за работу с лицами с ОВЗ и иных особенностей организации образовательного процесса соответствующего контингента учащихся,

«Числитель» – итоговая величина нормативных затрат на оказание соответствующей услуги лицам с ОВЗ:

1 вариант – инклюзивно – учет надбавок персоналу в соответствии с положением об оплате труда регионального или местного уровней власти (может применяться несколько надбавок в зависимости от категории персонала: педагогический персонал, прочий персонал);

2 вариант – в отдельно сформированных классах / группах для лиц с ОВЗ – учет надбавок персоналу в соответствии с положением об оплате труда регионального или местного уровней власти (может применяться несколько надбавок в зависимости от категории персонала: педагогический персонал, прочий персонал), учет низкой наполняемости классов / групп, учет специального материально-технического обеспечения и т.п.,

«Знаменатель» – итоговая величина базового норматива на оказание соответствующей услуги (нормативные затраты наиболее распространенного варианта оказания услуги без учета отдельных отраслевых особенностей).

Еще более сложным и слабо проработанным остается вопрос обоснования территориальных корректирующих коэффициентов. Если отраслевые коэффициенты обусловлены содержанием и условиями оказания услуг, зафиксированными в общероссийских (базовых) и региональных перечнях (классификаторах) государственных (муниципальных) услуг (работ), то для территориальных коэффициентов такой фиксации нет. Таким образом, в первую очередь необходимо на региональном (местном) уровне:
  • проанализировать текущее положении дел с особенностями оказания услуг (как отраслевыми, так и территориальными),
  • для подведомственных учреждений распорядительным документом главного распорядителя бюджетных средств определить перечень и размеры соответствующих отраслевых коэффициентов к базовому нормативу затрат (при этом важным является соответствие отраслевых коэффициентов содержанию и условиям оказания услуг в общероссийских (базовых) и региональных перечнях (классификаторах) государственных (муниципальных) услуг (работ)),
  • для подведомственных учреждений распорядительным документом главного распорядителя бюджетных средств определить перечень и размеры соответствующих территориальных коэффициентов к базовому нормативу затрат.

  • Теперь рассмотрим применение общей формулы расчета корректирующих коэффициентов (формула 1) на примере определения территориального коэффициента для учета наличия у образовательных учреждений стационарных спортивных сооружений (формула 3).

    Формула 3

    Пример расчета территориального коэффициента для учета наличия у образовательных учреждений стационарных спортивных сооружений


    kссс =
    Норматив с учетом дополнительного персонала, обслуживающего спортивные сооружения, потребности в соответствующих расходных материалах и т. п.

    Базовый норматив


    где:

    kссс – территориальный коэффициент учета наличия у образовательных учреждений стационарных спортивных сооружений,

    «Числитель» – итоговая величина нормативных затрат на оказание соответствующей услуги с учетом наличия стационарных спортивных сооружений, определенных на одного потребителя образовательной услуги по нормам (с учетом затрат на оплату труда дополнительного персонала, обслуживающего стационарные спортивные сооружения в зависимости от их предназначения, потребности в соответствующих расходных материалах, величины численности учащихся, потребляемых услугу совместно, и т.п.),

    «Знаменатель» – итоговая величина базового норматива на оказание соответствующей услуги.

    При таком обосновании территориальных коэффициентов достигается прозрачность подхода, однако, не гарантируется отсутствие индивидуальных территориальных коэффициентов, так как сочетание территориальных особенностей может не повторяться от территории к территории и от учреждения к учреждению.

    Для удобства работы в условиях меняющихся перечней (классификаторов) государственных (муниципальных) услуг (работ) и при отсутствии закрытого перечня территориальных коэффициентов рекомендуется органам власти:
  • утвердить корректирующие коэффициенты самостоятельным распорядительным документов (не включать их в порядки определения нормативных затрат на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания и т.п.),
  • ежегодно пересматривать перечень и величины корректирующих коэффициентов в рамках действующего нормативно-правового поля и текущего состояния подведомственной сети государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих государственные (муниципальные) услуги.

  • Рассмотренный подход позволит органам власти повысить прозрачность планирования бюджета в части финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, упростит процедуру ежегодной актуализации величин базовых нормативов и корректирующих коэффициентов (индексация, пересмотр норм в связи с изменившимися нормативно-правовыми актами). При этом представляется немаловажным, что при таком подходе к определению базовых нормативов и корректирующих коэффициентов задаются параметры для формирования бюджета государственных (муниципальных) учреждений на перспективу: долгосрочные и понятные правила формирования финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания.

    Такие долгосрочные правила формирования финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания являются хорошей основой для четкого регламентирования взаимодействия участников планирования бюджета в части вопросов финансового обеспечения государственного (муниципального) задания.

    Вопросы подобного регламентирования рассмотрим в следующей статье.

    Продолжение следует.

    ЕСТЬ ВОПРОС?
    ЗАДАЙТЕ ЕГО НАШЕМУ ЭКСПЕРТУ!

    Вы можете задать вопрос эксперту БФТ и получить грамотный ответ

    Задать вопрос
    ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ ЭКСПЕРТ БФТ В TELEGRAM!

    И узнавайте о события первым!

    Подписаться
    сведения сведения сведения
    Заказать звонок
    Заказать презентацию
    Задать вопрос
    Онлайн-чат
    Поиск