О новой системе управления государственными программами Российской Федерации (Часть 3)
О новой системе управления государственными программами Российской Федерации (Часть 3)

Автор

Елена Зенцова,

Заместитель директора ДМАиК

Время чтения: 15 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

Мы продолжаем публикацию материалов, посвященных обзору новаций, предусмотренных проектом постановления Правительства Российской Федерации «О системе управления государственными программами Российской Федерации»[1], направленного на трансформацию инструмента государственных программ Российской Федерации и введение новых подходов к их разработке.

Ранее были рассмотрены новации, касающиеся принципов разработки и реализации государственных программ Российской Федерации (ГП РФ), определения типов ГП РФ, состава и структурных элементов подпрограмм ГП РФ, определения целей и показателей, содержания ГП РФ, подходов к финансовому обеспечению, а также организации мониторинга и предоставления отчетности о результатах реализации ГП РФ.

Ознакомиться с ранее опубликованными материалами  возможно по ссылкам:

О новой системе управления государственными программами Российской Федерации (ч.1)

О новой системе управления государственными программами Российской Федерации (ч. 2)

ЧАСТЬ 3

ВОЗМОЖНОСТИ ПОРТАЛА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ

Согласно проекта Положения, разработка и согласование проекта государственной программы Российской Федерации (далее - ГП РФ), а также мониторинг и оценка эффективности реализации ГП РФ будет осуществляться в электронном виде с использованием аналитической информационной системы обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – портал государственных программ, www.programs.gov.ru). Предусмотрено, что формирование, обмен и согласование (утверждение) документов при разработке и реализации государственной программы (комплексной программы) осуществляются с использованием портала государственных программ в форме электронных документов с удостоверением усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного должностного лица).

Следует отметить, что аналогичный порядок предусмотрен и в действующем нормативном правовом акте, однако, если в настоящее время в отдельных случаях допускается использование бумажных носителей, то проект Положения сохраняет такую возможность исключительно для случаев обмена документами, содержащими сведения, отнесенные к государственной тайне, и сведения конфиденциального характера. Общее исключение предусмотрено только на переходный период, до ввода в эксплуатацию соответствующих модулей портала государственных программ.

Таким образом, принятие рассматриваемого проекта постановления будет способствовать окончательному завершению работ по созданию и внедрению полноценного инструмента управления ГП РФ на базе портала государственных программ.

На рисунке 9 приведен обобщенный перечень функций, предусмотренный проектом Положения в части возможностей портала государственных программ.

 Обобщенный перечень функций портала государственных программ

Рисунок 9 - Обобщенный перечень функций портала государственных программ

Порядок создания, развития и эксплуатации портала государственных программ должно установить  Правительство Российской Федерации. В настоящее время действует постановление Правительства Российской Федерации  от 23.07.2015 № 748 «О создании, развитии и эксплуатации аналитической информационной системы обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.programs.gov.ru)» (в редакции от 20.11.2018 № 1391). Однако, исходя из содержания проекта Положения, данный документ явно будет переработан.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕХОДА НА НОВУЮ СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ГП РФ

Проект постановления предусматривает целый ряд мероприятий, реализация которых должна обеспечить переход на новую систему управления ГП РФ. Основные мероприятия должны быть проведены уже в текущем году, поскольку предусматривается, что с 1 января 2022 года утрачивают силу основные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы разработки и реализации ГП РФ, а именно:

На рисунке 10 приведен перечень планируемых организационных мероприятий по переходу на новую систему управления ГП РФ с отражением планируемых сроков их проведения и участников.

Перечень планируемых организационных мероприятий по переходу на новую систему управления ГП РФ

Рисунок 10 - Перечень планируемых организационных мероприятий по переходу на новую систему управления ГП РФ

Таким образом, реализация ГП РФ, актуализированных с учетом новых подходов, в случае согласования и подписания  проекта постановления, должна начаться уже с 2022 года. Однако без разработки и утверждения пакета нормативных правовых актов и иных методических документов, в том числе упоминаемых в проекте Положения, внедрение новой системы управления ГП РФ не представляется возможным. А их перечень довольно обширен и, учитывая сложившуюся практику, утверждение соответствующих документов, может занять довольно длительное время.

В таблице 2 приведен перечень нормативных правовых актов и методических документов, подлежащих утверждению (утвержденных) в целях внедрения новой системы управления ГП РФ, с отражением цели их разработки и ответственных, сформированный исходя из текста проектов постановления и Положения.

Таблица 2 - Перечень нормативных правовых актов и методических документов, подлежащих утверждению в целях внедрения новой системы управления ГП РФ

Вид  НПА / иного документа

Цель

Ответственный

Постановление Правительства  РФ «О системе управления государственными программами

Российской Федерации»

Утверждение  обновленных правил разработки, реализации, мониторинга и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации

Утверждение - Правительство Российской Федерации

Методические рекомендации по разработке и реализации ГП РФ (КП РФ)

Установление требований к описанию стратегических приоритетов ГП РФ (КП РФ), формы  паспорта ГП РФ (КП РФ), приложений к паспорту ГП РФ (КП РФ) и требований к их заполнению, а также состава дополнительных

и обосновывающих материалов

Разработка - Минэкономразвития России совместно с Минфином России

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации»

Установление подходов к формированию паспорта федеральных проектов и ведомственных проектов, планов их реализации

Утверждение - Правительство Российской Федерации

Методические рекомендации о реализации процессных мероприятий

Установление подходов к формированию и реализации  процессных мероприятий и планов их реализации

Разработка - Минэкономразвития России совместно с Минфином России

Порядок создания, развития и эксплуатации портала государственных программ

Установление правил создания, развития и эксплуатации портала ГП РФ

Утверждение - Правительство Российской Федерации

Перечень государственных программ Российской Федерации

Установление оснований для разработки  ГП РФ (КП РФ)

Разработка - Минэкономразвития России совместно с Минфином России

Утверждение - Правительство Российской Федерации

Исходя из норм проекта постановления, в случае его принятия федеральным органам исполнительной власти в целях обеспечения перехода на новую систему управления ГП РФ до конца 2021 года предстоит актуализировать соответствующие ведомственные акты, осуществить разработку ГП РФ в соответствии с новыми требованиями, а также обеспечить переход на полностью автоматизированный режим разработки, согласования и утверждения ГП РФ на портале государственных программ.

Сводный перечень предстоящих действий ФОИВ в разрезе периодов реализации приведен на рисунке 11.

 Перечень действий ФОИВ в рамках внедрения новой системы управления ГП РФ

Рисунок 11 - Перечень действий ФОИВ в рамках внедрения новой системы управления ГП РФ

Таким образом,  в 2022 году разработка ГП РФ, внесение изменений будет осуществляться уже с учетом норм нового Положения, однако годовая отчетность по итогам 2021 года подлежит формированию и представлению по ныне действующим правилам. Новый порядок отчетности (проект нормативного правового акта об утверждении правил формирования сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации) Минэкономразвития России поручено разработать и представить в Правительство Российской Федерации - в срок до 1 ноября 2022 года.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Сравнительный анализ положений действующих в настоящее время нормативных правовых актов, регулирующих вопросы разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, ведомственных целевых программ, а также практики их применения,  свидетельствует о том, что разработчики рассматриваемого проекта постановления во многом сохранили фактически применяемые подходы.

Помимо упомянутых выше отдельных положений, сохранена  необходимость формирования перечня ГП РФ, на основании которого осуществляется разработка ГП РФ. Сохраняются нормы о том, что формирование и реализация федеральных проектов, а также формирование отчетности об их реализации осуществляются в соответствии с Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288.

Однако, все применяемые в настоящее время подходы к разработке, утверждению и реализации целевых программ, не соответствующие принципам, отраженным в проекте Положения, должны будут утратить силу. Принципиальным образом изменяется система принятия управленческих решений, а также система мониторинга и отчетности о ходе реализации НП РФ.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что проект постановления носит «рамочный» характер и лишь точечно обозначает направления изменений. Отдельные позиции, например, в части подходов к оценке эффективности ГП РФ, не освещены. Таким образом, полное представление о трансформации системы управления ГП РФ станет возможным получить только после опубликования утвержденных методических документов, разработка которых предусмотрена проектом Положения и возложена на Минэкономразвития России совместно и (или) по согласованию с Минфином России.

Проект постановления вынесен на общественное обсуждение в конце января текущего года, но до настоящего времени не подписан. Вместе с тем, представляется, что документ может быть принят до начала нового цикла бюджетного планирования в ближайшие месяцы. В этой связи, государственные программы Российской Федерации уже в текущем году могут быть полностью переработаны с учетом новых принципов[2].

В соответствии с действующим законодательством, порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ субъектов Российской Федерации утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных программ - администрацией муниципального образования. Таким образом, прямой обязанности по переработке соответствующих программ, в случае изменения подходов к разработке соответствующих документов на федеральном уровне, у регионов, на первый взгляд, нет.

Однако, необходимость обеспечения преемственности отдельных структурных элементов государственных программ, выведет проведение работы по актуализации соответствующих актов, разработанных на региональном и муниципальном уровнях, в число приоритетных задач текущего года. Как часто уже случалось, время на проведение этой значительной по объему  работы, вероятно, будет ограничено.

Помимо необходимости «срочного» проведения инвентаризации и актуализации нормативно-правовой базы, переработки отдельных государственных (муниципальных) программ, в данном случае, дополнительные сложности по решению новых задач могут быть обусловлены недостаточностью или несовершенством инструментария, который позволяет обеспечить требуемые условия по передаче и (или) размещению необходимых сведений, в том числе на портале государственных программ.

Кроме того, наличие в плане деятельности Минэкономразвития России на период до 2024 года пункта[3] об интеграции субъектов Российской Федерации в программно-целевое управление федерального уровня, на наш взгляд, подтверждает то, что все регионы в ближайшие три года рано или поздно столкнутся с необходимостью принятия принципиальных управленческих решений, касающихся развития используемых информационных систем в соответствующей сфере.

С преимуществами использования регионального сегмента «Электронный бюджет», позволяющего обеспечить взаимосвязь между стратегическим и бюджетным планированием, построенного на принципах Концепции создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», Вы можете ознакомиться по ссылке.  

[1] Федеральный портал проектов нормативных правовых актов 

[2] В соответствии с п.5. проекта постановления установлен трехмесячный срок для приведения актов Правительства Российской Федерации и ведомственных актов ФОИВ в соответствие с новым постановлением.

[3] п.1.4.4. Задачи (блок мероприятий) 1.4. Разработка новой конструкции программно-целевых документов и повышение их взаимоувязанности.

Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями
Вступайте в клуб «Эксперт БФТ»!
Участники клуба получают специальные подарки и индивидуальные предложения
Клуб «Эксперт БФТ» в вашем смартфоне!
  • Быстрый доступ ко всем сервисам и разделам клуба
  • Оперативное оповещение о новых материалах