Отдельные аспекты трансформации нормативного правового регулирования сферы закупок в 2020 году
Отдельные аспекты трансформации нормативного правового регулирования сферы закупок в 2020 году

Автор

Елена Зенцова,

Заместитель директора ДМАиК

Время чтения: 9 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

Мы продолжаем публикацию материалов, посвященных анализу новаций нормативного правового регулирования в сфере закупок, обусловленных деятельностью участников закупок в условиях пандемии. Ранее мы рассмотрели общие особенности нормативного правового регулирования сферы закупок в 2020 году, а также детально рассмотрели новации по учёту влияния обстоятельств непреодолимой силы в текущей ситуации.


Настоящие материалы посвящены анализу особенностей закупок у единственного поставщика, изменения формата взаимодействия участников закупок в ходе проведения, мониторинга и контроля закупочных процедур и др. вопросов, обусловленных деятельностью участников закупок в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Часть 2 

Новые особенности закупок у единственного поставщика

Как известно, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие непреодолимой силы могут осуществляться у единственного поставщика.

За прошедший период на федеральном уровне выпущено несколько разъясняющих писем по данному вопросу, их перечень приведён в таблице 2.

Таблица 2

РЕКВИЗИТЫ

СОДЕРЖАНИЕ

1

Письмо ФАС России от 18.03.2020 № ИА/21684/20

Об условиях закупки товаров, работ у единственного поставщика в период пандемии коронавируса

2

Письмо Минфина России от 19.03.2020 № 24-06-06/21324

Об осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при введении режима повышенной готовности

3

Письмо Минпромторга России от 25.03.2020 № 20618/08

О последствиях признания коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы

4

Письмо Минфина России от 26.03.2020 № 24-06-08/24077                       (с изм. от 27.03.2020)

Об осуществлении закупок в нерабочие дни (часть 2)

Общая позиция состоит в том, что заказчик вправе осуществить такую закупку при условии:

  • наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы;
  • и (или) его использованием для предупреждения чрезвычайной ситуации (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций).

При этом следует учитывать, что постановлением Правительства РФ от 08.05.2020 № 647 «Об установлении случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядка их осуществления и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 443» введены дополнительные (в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ) случаи осуществление закупки для государственных или муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Разрешено осуществлять такие закупки в случае наличия коллегиального решения, подтверждённого протоколами соответствующих органов власти либо включения соответствующего мероприятия в план, предусматривающий первоочередные мероприятия (действия) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Обоснованием их совершения должно являться решение, соответственно, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации. В целях контроля установлена норма об обязательном направлении не позднее трёх дней со дня, следующего за датой заключения контракта, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, уведомления о такой закупке.

Следует отметить, что к настоящему времени у контрольных органов уже сформировалась определённая практика по применению указанных норм в текущей ситуации. Так, Московское УФАС признало правомерной закупку у единственного поставщика портативных лабораторий для экспресс-диагностики коронавируса (решение Московского УФАС России от 24.04.2020 по делу № 077/06/1-7116/2020).

В то же время, закупка на этом основании строительно-монтажных и прочих работ для школы Татарстанское УФАС признало нарушением Закона № 44-ФЗ, поскольку работы по контракту направлены исключительно на строительство нового объекта (решение Татарстанского УФАС России от 29.04.2020 № АЯ-04/5599). 

Исчисление сроков при осуществлении закупки в период нерабочих дней

Текущая ситуация не позволяла заранее предусмотреть сроки окончания чрезвычайной ситуации, в связи с чем, потребовалось принятие неоднократных решений по переносу в 2020 году периодов рабочих дней, что не могло не вызвать корректировки норм законодательства в сфере закупок.

На первоначальном этапе соответствующие вопросы регулировались изданием разъясняющих писем Минфина России. Впоследствии были приняты:

  • постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 443 «Об особенностях осуществления закупки в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции»;
  • Федеральный закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» (далее – Федеральный закон № 124-ФЗ).

В соответствии с внесёнными корректировками сроки, которые исчисляются исключительно в рабочих днях, следует считать в календарных (суббота и воскресенье в расчётах не учитывается). Последний день срока, который приходится на указанный период, нужно переносить только в том случае, если он выпадает на субботу, воскресенье или праздничный день.

Особенности проведения закупок в связи с нерабочими днями 24 июня и 1 июля 2020 года разъяснены письмом Минфина России от 19.06.2020 № 24-06-08/53388 «Об осуществлении закупок в нерабочие дни».

Обзор вышеуказанных документов и разъяснений свидетельствует о том, что подход к исчислению сроков закупочных процедур находится в прямой зависимости от наличия оформленного документально решения об установлении нерабочих дней в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCo, а также конкретных формулировок, содержащихся в нём.

В этой связи, в случае повторения подобных ситуаций, на наш взгляд, следует руководствоваться разъяснениями по каждой конкретной ситуации.

Изменение формата взаимодействия в ходе проведения закупочных процедур, мониторинга и контроля

Одной из наиболее острых проблем в период пандемии явилась необходимость обеспечения законодательно установленных процедур в условиях карантина, т.е. в условиях минимального личного контакта участников закупок. Решению этой проблемы способствует осуществление всех закупочных процедур с использованием информационных систем.

В соответствии с действующим законодательством в целях формирования, обработки и хранения информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг создана и функционирует Единая информационная система в сфере закупок (далее - ЕИС). В периоды повышенной готовности, в целях исключения передачи документов на бумажном носителе и сокращения числа нежелательных контактов, Федеральным казначейством рекомендовалось перейти на передачу всех документов в электронном виде. Однако в большей степени это могло коснуться вопросов планирования закупок, поскольку в приоритете цифровизации находились вопросы планирования контрактов. В ближайшее время первоочередной задачей является обеспечение охвата данными процессами вопросов исполнения контрактов. Одним из шагов в этом направлении является внедрение в ЕИС функционала электронного актирования, как инструмента обеспечения достоверности данных об исполнении контракта, осуществлённое Федеральным казначейством[1]

Напомним, что в текущем году в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) реализован функционал по формированию и подписанию документа о приёмке товаров, работ, услуг в электронной форме (далее – документ о приёмке). Право использования данного функционала для участников контрактной системы возникло с 1 июля текущего года. Важно учитывать, что в случае принятия «оптимизационного» законопроекта, с 1 апреля 2021 года это право станет обязанностью. С особенностями применения функционала и условиями формирования документов о приёмке в ЕИС можно ознакомиться на официальном сайте ЕИС в разделе «Документы»/»Материалы для работы в ЕИС»/«Материалы для работы с документами о приёмке товаров (работ, услуг) в электронной форме» по ссылке

Новые обстоятельства необходимо было также учитывать при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, проведении проверок. В рамках режима повышенной готовности ФАС России было введено дистанционное рассмотрение жалоб, обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), без очного участия представителей. Заседания комиссий ФАС в центральном аппарате и в территориальных управлениях проходили по видеосвязи, исключительно в дистанционном режиме (письма ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27895/20, № ИА/27985/20). Исключению подлежали только случаи обжалования закупок, сведения о которых составляют государственную тайну, такие контрольные мероприятия проводились в очном режиме.

Существенное ускорение этому процессу придаст принятие «оптимизационного» законопроекта в сфере закупок, поскольку он включает значительное количество норм, направленных на дальнейшую цифровизацию закупочной деятельности, в т.ч. предусматривает:

  • формирование документа о приёмке товара, работы, услуги в электронной форме с использованием ЕИС;
  • перевод расторжения контрактов в электронную форму;
  • установление электронной формы подачи жалобы с использованием ЕИС;
  • перевод документооборота между заказчиками и ФАС России при рассмотрении вопроса о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронную форму с использованием ЕИС.

Таким образом, поддержка процессов организации закупок в условиях удалённой работы, методическая поддержка заказчиков и поставщиков в онлайн-формате, стала ещё более востребованной. С возможностями комплексного решения Компании БФТ для государственных заказчиков Вы можете ознакомиться по ссылке

Общие выводы

Сложившийся в текущем году опыт проведения закупок в условиях пандемии предоставил всем участникам возможность оценить необходимость и возможность нахождения баланса между сроками проведения, эффективностью и соблюдением требований закупочных процедур. Выяснилось, что в ряде случаев, стандартные процедуры закупок, предусмотренные действующим законодательством, не всегда возможно было исполнить в нужные сроки и с необходимым результатом[2]. Это влекло необходимость в кратчайшие сроки корректировать стандартные механизмы закупок, разрабатывать и утверждать новые правила, в оперативном режиме вносить последующие корректировки с учётом практики их применения.

В сложившихся условиях дальнейшее совершенствование системы закупок и нормативного правового регулирования может развиваться по разным направлениям. В первую очередь, следует помнить о пакете поправок к Федеральному закону № 44-ФЗ, озвученном Минфином России в начале марта перед всплеском пандемии. Его активное обсуждение было несколько отложено, но в ближайшее время, скорее всего, возобновится. Тем более, что по имеющейся информации Минфина России, отдельные из вновь предлагаемых изменений, в случае их одобрения, планируется учесть при формировании окончательного варианта «оптимизационного» законопроекта[3]. По данным профильных специалистов, при благоприятных условиях, принятие законопроекта ожидается до конца текущего года.

Кроме того, учитывая сохраняющуюся общую нестабильность ситуации с пандемией, представляется целесообразной разработка отдельных мер, направленных на минимизацию соответствующих последствий. К числу наиболее эффективных решений, в т.ч. с учётом сложившегося международного опыта, на наш взгляд, можно отнести:

  • разработку и утверждение единых стандартов (рекомендаций) по проведению госзакупок в чрезвычайных ситуациях, допускающих использование специальных закупочных процедур (например, закупка необходимых товаров напрямую у поставщиков либо на основании предварительно утверждённого перечня, без использования длительных стандартных процедур);
  • использование механизма централизации закупок товаров, работ, услуг первой необходимости;
  • введение ускоренных механизмов госзакупок (в т.ч. замена предварительного рассмотрения контракта на последующее);
  • внедрение дополнительных механизмов контроля со стороны органов контроля и аудита (например, дальнейшее развитие портала-агрегатора «Госрасходы» Счётной палаты Российской Федерации).

Без сомнения одним из приоритетных направлений развития в ближайшее время будет являться дальнейшая цифровизация закупочных процедур. Во многом это обусловлено тем, что помимо решения проблем «карантина» (минимизация очного взаимодействия), информационная система управления закупками в режиме онлайн является наиболее эффективным инструментом контроля, позволяющим своевременно выявлять, предотвращать и исправлять нарушения.

Обобщая всё вышеизложенное, следует отметить, что деятельность в условиях пандемии COVID-19 невольно привела к образованию дополнительных стимулов в процессе реформирования системы государственных закупок. На наш взгляд, важно также учитывать то, что развитие контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд выделено Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 31.01.2019 № 117-р, в числе одного из ключевых направлений повышения эффективности бюджетных расходов. Таким образом, фундаментальные изменения, реформа государственных закупок позволит создать условия для повышения эффективности госуправления в целом.

 

[1] Федеральное казначейство / Главная / Новости и сообщения / Новости / 20.07.2020/

[2] Дайджест «Государственные закупки в период пандемии COVID-19» / Счётная палата Российской Федерации, 2020

[3] Минфин России / Пресс-центр/ 02.07.2020/

 

Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями
Вступайте в клуб «Эксперт БФТ»!
Участники клуба получают специальные подарки и индивидуальные предложения
Клуб «Эксперт БФТ» в вашем смартфоне!
  • Быстрый доступ ко всем сервисам и разделам клуба
  • Оперативное оповещение о новых материалах