/ / Проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Нормативно-правовая информация

Проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Вносится Правительством

Российской Федерации

 

Проект

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

 

О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"

 

 

Статья 1

Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 16; 2006, № 1, ст. 21; № 52, ст. 5498; 2007, № 31, ст. 4012; № 46, ст. 5553; 2008, № 30, ст. 3604, 3616; 2011, № 13, ст. 1688; № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4563, 4572, 4590, 4591; № 49, ст. 7015, 7042; 2012, № 31, ст. 4322; № 53, ст. 7614, 7643; 2013, № 9, ст. 873; 2014, № 14, ст. 1557; № 16, ст. 1837; № 26, ст. 3377; № 43, ст. 5799; № 48, ст. 6640; № 52, ст. 6983; 2015, № 1, ст. 9, 11, 86; № 29, ст. 4342; № 48, ст. 6705; 2016, № 1, ст. 79; № 27, ст. 4248, 4294, 4301, 4302, 4303, 4305, 4306; № 52, ст. 7494; 2017, № 27, ст. 3932; № 31, ст. 4740; 2018, № 1, ст. 91; № 32, ст. 5105, 5123, 5133, 5134, 5135; 2019, № 26, ст. 3317; № 31, ст. 4442) следующие изменения:

1) в статье 6:

а) часть 1 дополнить пунктом 719 следующего содержания:

"719) утверждение в соответствии с Федеральным законом
от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" единых стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - единые стандарты);";

б) дополнить частями 4 и 5 следующего содержания:

"4. Единые стандарты утверждаются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

  1. Федеральные органы исполнительной власти вправе разрабатывать в пределах установленной сферы деятельности методические рекомендации по утверждению административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.";

2) в абзаце первом части 11 статьи 51 слова "семи рабочих дней" заменить словами "пяти рабочих дней";

3) в части 6 статьи 573 слова "двадцати рабочих дней" заменить словами "четырнадцати рабочих дней".

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ
"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4179; 2011, № 27, ст. 3880; № 49, ст. 7061; 2014, № 49, ст. 6928; 2018, № 1, ст. 63) следующие изменения:

1) пункт 1 статьи 5 после слов "в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги" дополнить словами "и с единым стандартом предоставления государственных или муниципальных услуг, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - единый стандарт), в случае, предусмотренном частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона";

2) в статье 14:

а) наименование после слова "стандарту" дополнить словами "(единому стандарту)";

б) в абзаце первом слова "Стандарт предоставления" заменить словами "1. Стандарт предоставления";

в) дополнить частями 2 - 4 следующего содержания:

"2. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти утверждают единые стандарты.

  1. Единый стандарт разрабатывается и утверждается в соответствии с порядком разработки и утверждения административных регламентов федеральными органами исполнительной власти, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 131 статьи 13 настоящего Федерального закона.
  2. Единый стандарт должен содержать сведения, предусмотренные пунктами 1, 3 - 8 и 11 части 1 настоящей статьи. В нем также должны быть указаны:

1) заявитель (состав (перечень) заявителей);

2) способ (способы) направления запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;

3) размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги, и способы ее взимания
в случаях, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми
в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядок получения заявителем сведений (в том числе
в электронной форме) о ходе рассмотрения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;

5) порядок исправления технических ошибок, допущенных
в документе, выданном по результатам предоставления государственной
или муниципальной услуги, в том числе исчерпывающий перечень оснований для отказа в исправлении технических ошибок;

6) порядок выдачи дубликата документа, выданного по результатам предоставления государственной или муниципальной услуги, в том числе исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче такого дубликата;

7) порядок отзыва (отмены) запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;

8) форма запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, форма документа, являющегося результатом предоставления соответствующей услуги, формы заявления об исправлении технических ошибок в указанном документе, заявления о выдаче дубликата такого документа, заявления об оставлении запроса без рассмотрения, если иное не предусмотрено федеральным законом;

9) иные сведения, в том числе устанавливающие особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме и в многофункциональных центрах, по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.".

Статья 3

  1. До дня вступления в силу единых стандартов предоставления государственных или муниципальных услуг, предусмотренных частью 2 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее - единые стандарты), административные регламенты предоставления соответствующих государственных или муниципальных услуг, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации
    в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - административные регламенты), применяются в редакции, действующей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
  2. Административные регламенты, принятые до вступления в силу соответствующего единого стандарта, подлежат приведению
    в соответствие с требованиями такого единого стандарта в течение
    шести месяцев со дня вступления в силу указанного единого стандарта.
  3. Сроки рассмотрения заявления о выдаче разрешения
    на строительство, заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка, предусмотренные соответственно частью 11
    статьи 51, частью 6 статьи 573 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона),
    не применяются в случаях, если заявление о выдаче разрешения
    на строительство, заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка поданы в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию
    по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию
    по космической деятельности "Роскосмос" до дня вступления в силу пунктов 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Статья 4

  1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
  2. Подпункт "а" и абзац второй подпункта "б" пункта 1 статьи 1, подпункт "в" пункта 2 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

 

           Президент

Российской Федерации

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

к проекту федерального закона "О внесении изменений
в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"

 

 

Проект федерального закона "О внесении изменений
в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Законопроект) разработан в целях исполнения подпункта "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации
и консультативной комиссии Государственного совета Российской Федерации
от 5 декабря 2016 г. № Пр-2347ГС, пункта 13 раздела V "Строительство" плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. № 1697-р, пункта 1 Плана мероприятий по подготовке проектов федеральных законов, актов Правительства Российской Федерации и ведомственных актов, необходимых для отмены избыточных и (или) дублирующих процедур, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2017 г.
№ 1954-р, а также целевой модели "Получение разрешений на строительство и территориальное планирование", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. № 147-р (далее - Целевая модель).

В рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации
от 7 мая 2012 г. № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Федеральным законом от 20 апреля 2014 г. № 80-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации" в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) внесены изменения, предусматривающие наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению исчерпывающих перечней процедур в сферах строительства. Одновременно введен запрет на установление обязанности осуществления процедур,
не предусмотренных данными исчерпывающими перечнями, в отношении физических и юридических лиц, являющихся субъектами градостроительных отношений.

Правительство Российской Федерации утвердило 6 исчерпывающих перечней процедур: в сфере жилищного строительства; в сфере строительства сетей теплоснабжения; в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения; в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВ; в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения (далее - исчерпывающие перечни).

Исчерпывающие перечни состоят из двух разделов: раздел I - процедуры, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации; раздел II - процедуры, связанные с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований.

В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации
от 19 декабря 2014 г. № Пр-2901 проведен мониторинг соблюдения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления первого из указанных перечней - Исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 403
и вступившего в силу 7 ноября 2014 г. По результатам данного мониторинга, уполномоченными органами власти субъектов Российской Федерации
и органами местного самоуправления в среднем по Российской Федерации предоставляется порядка 30% услуг раздела I исчерпывающих перечней
(из них 80% предоставляется непосредственно органами местного самоуправления).

Стандарт предоставления данных процедур (услуг), предусмотренный статьей 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", входящий
в состав утверждаемых уполномоченными органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления административных регламентов, должен соответствовать требованиям действующего федерального законодательства. Вместе с тем согласно данным регионов доля муниципальных образований, в которых нормативная правовая база отвечает требованиям федерального законодательства в части стандарта предоставления услуг, предусмотренных разделом I исчерпывающих перечней, в течении 2015 - 2018 годов в среднем по Российской Федерации остается на постоянном низком уровне в пределах 75%, а согласно информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации количество ежегодно выявляемых нарушений в деятельности органов местного самоуправления по вопросам соблюдения законодательства о градостроительной деятельности остается на постоянном высоком уровне (в 2015 году опротестовано 5,5 тыс. незаконных нормативных правовых актов; в 2016 году - 6,7 тыс. актов; в 2017 году - 6 тыс. актов; в первом полугодии 2018 года - 6 тыс. актов).

К основным причинам несоблюдения органами местного самоуправления федерального законодательства при подготовке соответствующих муниципальных правовых актов относятся:

низкий уровень квалификации муниципальных служащих, осуществляющих подготовку административных регламентов предоставления муниципальных услуг в сфере строительства;

низкий уровень контроля со стороны органов власти субъекта Российской Федерации за деятельностью органов местного самоуправления;

несвоевременное внесение изменений в муниципальные правовые акты, которыми установлен порядок прохождения процедур исчерпывающих перечней, в связи с изменениями федерального законодательства, направленных на его совершенствование, в том числе на улучшение инвестиционного климата.

К типовым нарушениям законодательства Российской Федерации, выявленным в ходе оценки стандартов предоставления государственных
и муниципальных услуг, содержащихся в административных регламентах предоставления государственных (муниципальных услуг) в сфере строительства, относятся:

некорректное определение круга заявителей для получения услуги;

указание в перечне правовых оснований для предоставления услуги недействующих нормативных правовых актов;

несоответствие срока предоставления услуг действующему законодательству Российской Федерации;

расширение законодательно установленного перечня документов, необходимых для предоставления услуги, которые заявитель должен представить самостоятельно;

расширение законодательно установленного перечня оснований для отказа в приеме заявления или отказа в предоставлении услуги.

Следствием такой ситуации является отсутствие единообразных, отвечающих требованиям федерального законодательства порядка и условий прохождения на местах административных процедур, необходимых для реализации инвестиционно-строительных проектов, возникновение необоснованных административных барьеров для застройщиков и ограничение конкуренции.

В этой связи Законопроект направлен на обеспечение однородной практики предоставления уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления государственных
и муниципальных услуг, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и исчерпывающими перечнями, а также на сокращение срока предоставления отдельных услуг в сфере строительства.

В частности Законопроектом предлагается:

1) унифицировать порядок, условия и результаты предоставления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, путем установления федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, единых стандартов предоставления государственных
и муниципальных услуг (далее - единые стандарты).

Единые стандарты станут нормативными правовыми актами, обладающими приоритетом над административными регламентами, утверждаемыми на всех уровнях публичной власти, определяющими структуру, порядок, условия и результат предоставления конкретной государственной или муниципальной услуги, в том числе предусмотренной исчерпывающими перечнями. Первые единые стандарты планируется утвердить в отношении государственных и муниципальных услуг, относящихся непосредственно к сфере градостроительства, курируемой
Минстроем России;

2) сократить с 1 января 2020 г. срок выдачи разрешения на строительство с 7 до 5 рабочих дней и срок выдачи градостроительного плана земельного участка с 20 до 14 рабочих дней.

Данная мера направлена на реализацию пунктов 2.1.1 и 2.4.1 Целевой модели с учетом лучших региональных практик и позволит снизить временные издержки застройщиков на получение указанных документов.

Реализация положений Законопроекта позволит:

1) создать единые для всей территории Российской Федерации условия прохождения заявителями процедур, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе прохождения застройщиками процедур, включенных в исчерпывающие перечни;

2) существенно сократить количество случаев неправомерного истребования от заявителей, в том числе застройщиков, дополнительных документов, предоставления отказов в принятии документов на рассмотрение
и отказов в предоставлении государственных и муниципальных услуг;

3) облегчить контроль за качеством оказания услуг, в том числе предусмотренных исчерпывающими перечнями, органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также принимаемыми ими правовыми актами;

4) ускорить прохождение процедур, необходимых для получения разрешения на строительство;

5) создать законодательные условия для последующего перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид на основе единых форматов (единых форм запросов о предоставлении соответствующей услуги, форм документов, являющихся результатом их предоставления).

Реализация мероприятий, предусмотренных Законопроектом,
не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

Положения Законопроекта соответствуют положениям Договора
о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, реализация предлагаемых решений не окажет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, предлагаемые решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

 

 

 


Возврат к списку