Новые подходы к оценке эффективности деятельности на уровне субъектов Российской Федерации. Часть 3
Новые подходы к оценке эффективности деятельности на уровне субъектов Российской Федерации. Часть 3

Автор

Елена Зенцова,

Заместитель директора ДМАиК

Время чтения: 7 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

Мы продолжаем публикацию экспертного обзора о новациях в оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 25.04.2019 № 193 (далее – Указ).

Эксперт БФТ

Анализируя положения Указа Президента Российской Федерации от 25.04.2019 № 193 (далее – Указ) ранее мы провели анализ изменений, обусловленных корректировкой общего порядка взаимодействия участников процесса (см. часть 1 публикации), состава и структуры материалов, формируемых по результатам оценки (см. часть 2 публикации).

Помимо вышеперечисленных к числу существенных новаций относится обновление перечня показателей, используемых для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Как уже отмечалось ранее, общее количество показателей в целом сокращено на треть. Все показатели используемые для оценки эффективности полностью обновлены, за исключением одного.

В этой связи следует напомнить, что критерии оценки эффективности были разработаны рабочей группой Госсовета Российской Федерации и одобрены Президентом Российской Федерации в конце истекшего года.

Обновлённый перечень показателей оценки, установленный Указом, приведен в таблице 3.


Таблица 3. Перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждённый Указом Президента РФ от 25.04.2019 № 193


Эксперт БФТ



Из числа ранее оцениваемых сохранён в неизменном виде только один показатель – «8. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении».

Большинство показателей, утверждённых Указом, соответствует показателям, характеризующим реализацию национальных целей. Это и показатель «7. Уровень бедности» и показатель «10. Количество семей, улучшивших жилищные условия» и др.

В целом можно сделать вывод о некотором «укрупнении» показателей, например, появился такой показатель как – «13. Качество окружающей среды». Однако, учитывая, что качество окружающей среды характеризуется комплексом факторов (это и состояние воды и состояние воздуха и уровень развития системы обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба и др.), представляется, что в методике расчета данного показателя будет учтено многообразие имеющихся факторов, характеризующих данный параметр.

К слову, в соответствии с установленными сроками, разработка и представление на утверждение Президента Российской Федерации методик расчета показателя 1 (ответственный – Администрация Президента РФ), а также показателей 2 – 15 (ответственный – Правительство РФ), должны были произойти в срок до 1 июня 2019 г.

По состоянию на дату публикации настоящих экспертных материалов в открытом доступе находится проект соответствующего документа, подготовленного Минэкономразвития России, текст которого приведен в соответствии с публикацией на сайте http://regulation.gov.ru/ по состоянию на 28.05.2019. Это – проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации».

Из перечня показателей для оценки, утверждённого ранее действующим Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2017 № 548, исключены такие показатели как – уровень преступности, уровень безработицы. Кроме того, исключен ряд показателей, характеризующие уровень удовлетворенности граждан действиями власти по отдельным направлениям, таким как:

  • оценка населением условий для самореализации, в том числе для самореализации детей;
  • оценка удовлетворенности населения услугами в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания;
  • доля жителей субъекта Российской Федерации, столкнувшихся с проявлениями коррупции.
Однако в новом перечне появился показатель, на наш взгляд, «универсально объединяющий» все эти параметры, а именно:

«1. Уровень доверия к власти (Президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации)». А учитывая, что мониторинг и контроль данного показателя поручено осуществлять Администрации Президента РФ, представляется, что контроль за состоянием детализированных факторов, ранее присутствующих в перечне, только усилится.

Указ сохраняет возможность получения гранта в форме межбюджетных трансфертов по итогам оценки работы на уровне субъекта Российской Федерации. Однако правила их распределения будут обновлены, соответствующие предложения должны быть представлены Правительством Российской Федерации совместно с Администрацией Президента Российской Федерации Президенту Российской Федерации до 1 июня 2019 г.

Обновлению подлежат и формы отчетности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации о достигнутых за отчетный период (прошедший год) значениях (уровнях) показателей. В соответствии с Указом их разработка должна быть проведена Правительством Российской Федерации совместно с рабочими группами Государственного совета Российской Федерации в срок до 1 июля текущего года.


Завершая обзор новаций, внесённых Указом Президента РФ от 25 апреля 2019 года № 193, необходимо отметить, что на федеральном уровне результаты деятельности по достижению значений показателей эффективности напрямую увязываются с ходом реализации и достижением результатов по нацпроектам.

Так, 21 мая т.г. первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов провёл селекторное совещание с главами регионов, в повестке которого было обсуждение хода работы по реализации национальных проектов. Говоря об утверждении методики расчёта ключевых показателей эффективности (КПЭ) должностных лиц регионов России первый вице-премьер сообщил, что Правительство рассмотрит возможность увеличения объёма грантов, выделяемых из федерального бюджета для стимулирования регионов выполнять КПЭ, с 20 до 50 млрд рублей*.

Учитывая всё вышеизложенное, представляется, что новая система оценки, по сути, станет одним из методов стимулирования наиболее успешных руководителей регионов. При этом важно, что конечным результатом их деятельности станет не только место в соответствующем рейтинге и потенциальная возможность дальнейшего управленческого роста, но и, в том числе, получение дополнительных средств из федерального бюджета, которые можно будет использовать для решения наиболее приоритетных задач территориального развития региона.

Вместе с тем, нельзя не отметить тот факт, что повышению эффективности и успешности работы по обеспечению достижения показателей эффективности в целом, в первую очередь, способствует оптимальная организация процесса мониторинга и контроля за ходом достижения плановых значений. Причем это касается как вопросов «методологии», так и вопросов выбора оптимальных механизмов контроля и инструментария для осуществления мониторинга.


Эксперты Компании БФТ, имея практический опыт формирования документов стратегического планирования, включая государственные и муниципальные программы, могут оказать методологическую поддержку в рамках работы по синхронизации системы ключевых показателей эффективности и показателей, заложенных в действующих государственных (муниципальных) программах, а также актуализации действующей системы оценки эффективности органов власти и должностных лиц. Сведения об опыте наших экспертов Вы можете получить в разделе «Эксперт БФТ». Кроме того, с возможностями Компании БФТ по вопросам обеспечения руководителей всех уровней оперативным доступом к актуальной информации о социально-экономическом и финансовом состоянии региона, уровне исполнения государственных (муниципальных) программ и их мероприятий в финансовом и натуральном выражении, Вы можете ознакомиться в разделе «Онлайн-управление регионом».


* https://www.minfin.ru/ru/Раздел Новости//Дата публикации 21.05.2019
Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями
Вступайте в клуб «Эксперт БФТ»!
Участники клуба получают специальные подарки и индивидуальные предложения
Клуб «Эксперт БФТ» в вашем смартфоне!
  • Быстрый доступ ко всем сервисам и разделам клуба
  • Оперативное оповещение о новых материалах