Совершенствование механизмов финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания
Совершенствование механизмов финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания

Автор

Анастасия Гармашова,

Заместитель директора ДМАиК - руководитель Управления методологии и бизнес-анализа федеральных проектов ДМАиК

Время чтения: 5 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

Часть 4 «Обоснование базовых нормативов, используемых для финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, на примере сферы образования»

Эксперт БФТ

Закрепление нормативным правовым актом натуральных норм, влияющих на величину базовых нормативов и корректирующих коэффициентов к ним, является способом обоснования затрат на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания с применением нормативного метода.

Важным моментом при учете стандартов, норм и нормативов является имеющийся в отдельных случаях в нормативных правовых документах диапазон их значений. Однако, для определения нормативных затрат приходится использовать конкретное значение нормы. Так, для каждой государственной (муниципальной) услуги можно выделить ряд стандартов и норм, которые можно классифицировать следующим образом:
  • жесткие – те, которые нельзя варьировать (в приводимых ниже примерах они окрашены красным),
  • варьируемые – те, которые можно использовать в ограниченном диапазоне (в приводимых ниже примерах они окрашены желтым),
  • неустановленные, но применяемые на региональной (местной) практике (в приводимых ниже примерах они окрашены зеленым).

  • Например, для расчета нормативных затрат на государственную услугу по оказанию дополнительного профессионального образования – повышение квалификации – можно привести пример таких норм в части прямых затрат, непосредственно связанных с оказанием услуги (рисунок 1).

    Эксперт БФТ

    Рисунок 1 - Пример использования стандартов и норм при определении нормативных затрат на оплату труда персонала, непосредственно связанного с оказанием услуги по повышению квалификации


    Из приведенного на рисунке 1 примера видно, что ряд норм не поддается варьированию: они четко установлены нормативным правовым актом или обусловлены характеристиками оказания услуг.

    В частности:
  • параметр «1 час» не варьируется, так как объемный показатель по услуге определен в соответствии с общероссийским перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг как «человеко-час»;
  • «Оклад преподавателя в месяц» устанавливается для определенной категории в четком соответствии с положением об оплате труда, утвержденном на субъектовом (местном) уровнях;
  • «Кначисл х 12» - коэффициент начислений на выплаты по оплате труда установлен Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и пересчитан на год (12 месяцев в формуле).
  • «Количество индивидуальных часов на защиту выпускной работы, приходящихся на 1 час общих занятий» является варьируемым значением, установленным с учетом часов на рецензирование выпускных работ, рекомендуемые нормы по которым можно найти в письме Министерства образования Российской Федерации от 26.06.2003 № 14-55-784ин/151 ;
  • «Норма нагрузки преподавателя в год» в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» устанавливается дифференцированно;
  • «Кстимул» - коэффициент стимулирующих выплат обычно определяется дифференцированно в ограниченных пределах в соответствии с положениями об оплате труда.
  • «Наполняемость группы» четко не установлена в нормативных правовых документах; «Кдоп работы» - коэффициент доплат за выполнение дополнительных работ, связанных с образовательным процессом и не входящих в круг основных обязанностей, применяется в региональной практике.

  • Также ранее неустановленные нормы могут быть разработаны путем моделирования. Поясним на примере расчета нормативных затрат на государственную услугу по присмотру и уходу в части прямых затрат, непосредственно связанных с оказанием услуги (рисунок 2).

    Эксперт БФТ

    Рисунок 2 - Пример использования стандартов и норм при определении нормативных затрат на оплату труда персонала, непосредственно связанного с оказанием услуги по присмотру и уходу


    В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.10.2013 № 08-14082 в расходы на оказание услуги по осуществлению присмотра и ухода за детьми входят:
  • расходы на приобретение продуктов питания;
  • прочие расходы, связанные с приобретением расходных материалов, используемых для обеспечения соблюдения воспитанниками режима дня и личной гигиены.

  • В связи с этим, нормы по «количеству ставок персонала на 1 учащегося» можно определить через описание модельного учреждения. Например, определить число ставок персонала, обеспечивающего питание и прочие меры по присмотру и уходу, на основании норм региональной практики3 в расчете на модельное учреждение (4 группы с нормативной наполняемостью 20 человек разных возрастов: 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет).

    Определение норм для расчета нормативных затрат в части общехозяйственных расходов может опираться на рассмотренный выше подход, однако тут сложно найти не только жестко установленные, но зачастую и варьируемые нормы. Поэтому, опираясь на анализ сети подведомственных учреждений, учредитель вынужден будет разрабатывать собственные нормы и нормативы. Примеры таких норм можно видеть в региональной практике (нормы на потребление коммунальных услуг4 , содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, материально-техническое обеспечение5 и т.д.).

    Экономически обоснованный норматив с применением стандартов, норм и нормативов фактически приведет к оптимальной структуре нормативных затрат, что в свою очередь облегчит ежегодную процедуру актуализации величин базовых нормативов и корректирующих коэффициентов как в плане учета меняющихся норм и стандартов, так и в случае проведения индексации отдельных статей расходов.

    Для использования натуральных норм и нормативов при расчете нормативных затрат необходимо с учетом региональных и местных особенностей такие нормы установить нормативным правовым актом. Эта мера позволит повысить прозрачность определения нормативных затрат при соблюдении определенных условий:

    1. Для удобства поиска соответствующей нормы, важно разработать единый документ. Он может быть как самостоятельным, так и являться приложением к действующему (например, приложение к Порядку определения нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ), применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания).
    2. Документ должен охватывать все направления, которые необходимы для расчета норматива для возможности обоснования всех затрат. В случае использования норм международной, федеральной, региональной или местной практики эти значения будут утверждены собственным документом соответствующего органа власти.
    3. Документ должен устанавливать понятные нормы для их дальнейшего использования в расчетах. Не должно быть норм вида «Норма расхода на содержание движимого имущества 1 услуга в год на 1 объект»6 , когда нет ясности в том, что это за услуга, сколько она может стоить, сколько объектов может быть у организации и т.д.
    4. Документ должен соответствовать действующему законодательству. При соблюдении перечисленных условий разработанный документ будет являться четким обоснованием планируемых нормативных затрат в части применяемых норм и нормативов.

    Продолжение следует.

    В следующей части публикации будут рассмотрены отдельные вопросы, связанные с обоснованием корректирующих коэффициентов к базовым нормативам, используемых для финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, на примере сферы образования.


    1. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 26.06.2003 № 14-55-784ин/15 «Примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основные виды учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования».
    2. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.10.2013 № 08-1408 «О направлении методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
    3. Например, в соответствии с приказом Департамента образования г. Москвы от 01.03.2011 № 116 «Об утверждении Методических рекомендаций по созданию штатных расписаний государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы».
    4. Например, Распоряжение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 16 марта 2015 г. N 21-РВ «Об установлении норм потребления коммунальных ресурсов государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства образования Московской области».
    5. Примеры документов, устанавливающих подобные нормы приведены во 2-ой ссылке.
    6. Подобные нормы, например, есть в Распоряжении Министерства образования Московской области от 14 декабря 2015 года №28 «Об утверждении норм потребления товаров и услуг, необходимых для оказания государственных услуг (выполнения работ) государственными образовательными организациями Московской области, подведомственными Министерству образования Московской области».
    Свежий контент раз
    в неделю
    Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
    с новыми публикациями
    Вступайте в клуб «Эксперт БФТ»!
    Участники клуба получают специальные подарки и индивидуальные предложения
    Клуб «Эксперт БФТ» в вашем смартфоне!
    • Быстрый доступ ко всем сервисам и разделам клуба
    • Оперативное оповещение о новых материалах