Новые механизмы оценки эффективности бюджетных расходов и использования бюджетных средств (часть 2)
Компания БФТ - российский разработчик программных и консалтинговых решений для госсектора и бизнеса
Решения БФТ в Реестре российского ПО!
МЕНЮ

Новые механизмы оценки эффективности бюджетных расходов и использования бюджетных средств (часть 2)

Автор

Елена Зенцова,

Заместитель директора ДМАиК

• Время чтения: 7 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

Эксперт БФТ

Продолжаем рассматривать поправки, планируемые в целях введения механизма обоснования инвестиций. Напомним определение:

Эксперт БФТ

      
ОБОСНОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ
  • документация, включающая в себя в том числе проект задания на архитектурно-строительное проектирование объекта капитального строительства и содержащая краткое описание инвестиционного проекта
  • Проектом федерального закона № 440116-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской федерации и в федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в части введения механизма обоснования инвестиций в отношении объектов капитального строительства, строительство (реконструкция) которых осуществляется за счет средств бюджетной системы Российской Федерации) предлагается ввести отдельную статью в Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», определяющую порядок подготовки и структуру обоснования инвестиций (статья 13.1).

    Эксперт БФТ

          
    КРИТЕРИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОБОСНОВАНИЯ (проект)
  • доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах созданных юридических лиц, осуществляющих капстроительство с использованием бюджетных средств, - более 50 процентов
  • предполагаемая (предельная) стоимость объекта, при которой в обязательном порядке должно проводиться обоснование инвестиций - 1,5 миллиарда рублей и более


  • Установлено, что подготовка обоснования инвестиций в обязательном порядке должна будет осуществляться в отношении объектов капитального строительства, строительство (реконструкцию) которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов и предполагаемая (предельная) стоимость строительства которых составляет 1,5 миллиарда рублей и более.

    Планируется, что обоснование инвестиций будет предшествовать разработке проектной документации. Таким образом, процесс реализации инвестиционного проекта будет включать следующие основные этапы:


    ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА (проект)

    Эксперт БФТ

    Требования к составу и содержанию обоснования инвестиций будут устанавливаться Правительством Российской Федерации. В состав обоснования инвестиций планируется включать следующие разделы:
    1. пояснительная записка с исходными данными и условиями для подготовки обоснования инвестиций, включающая в себя в том числе вариативность технических решений на стадии принятия решения о подготовке обоснования инвестиций (обоснование эффективности представленного инвестиционного проекта в сравнении с альтернативными способами его реализации);
    2. схема планировочной организации земельного участка;
    3. основные архитектурно-художественные решения;
    4. основные технологические решения;
    5. основные конструктивные и объемно-планировочные решения;
    6. сведения об основном технологическом оборудовании, инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения и об инженерно-технических решениях;
    7. проект организации строительства;
    8. проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства (при необходимости);
    9. обоснование предполагаемой (предельной) стоимости строительства (реконструкции) объекта капитального строительства;
    10. перечень мероприятий по охране окружающей среды;
    11. перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
    12. перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;
    13. проект задания на проектирование, соответствующий иным разделам обоснования инвестиций.

    Предусмотрено, что обоснование инвестиций в отношении объектов капитального строительства будет подлежать технологическому и ценовому аудиту. Предметом технологического и ценового аудита обоснования инвестиций являются:
    1. оценка обоснования выбора основных, архитектурно-художественных, технологических, конструктивных и объемно-планировочных, инженерно-технических и иных решений, отраженных в обосновании инвестиций, на предмет их соответствия современному уровню развития техники и технологий;
    2. оценка обоснования выбора технологических решений на предмет возможности обеспечения требований к основным характеристикам продукции (работ и услуг) с учетом требований современных технологий производства, наличия или отсутствия уже разработанных или альтернативных технологий, позволяющих обеспечить требования к основным характеристикам продукции (работ и услуг) (проводится, если в инвестиционном проекте предусмотрены создание новых или модернизация существующих технологий производства продукции (работ, услуг) гражданского назначения);
    3. оценка обоснования выбора основного технологического оборудования на предмет возможности обеспечения требований к основным характеристикам продукции (работ и услуг), их соответствия современному уровню развития техники и технологий;
    4. оценка сроков и этапов строительства объекта капитального строительства на предмет их оптимальности;
    5. оценка обоснования предполагаемой (предельной) стоимости строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, которая не должна превышать укрупненный норматив цены строительства, а при отсутствии укрупненных нормативов цены строительства подлежит определению с учетом сметной стоимости строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, проектная документация которых соответствует критериям экономически эффективной проектной документации повторного использования, что подтверждено соответствующим заключением государственной экспертизы проектной документации, и (или) документально подтвержденных сведений об инвестиционных проектах, реализованных по созданию объектов капитального строительства, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство;
    6. оценка возможности реализации решений, указанных в подпунктах 1 - 3, в проектной документации с учетом требований технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологических, экологических требований, требований государственной охраны объектов культурного наследия, требований пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатов инженерных изысканий;
    7. оценка оптимальности выбора местоположения объекта капитального строительства (за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации);
    8. оценка правильности выбора экономически эффективной проектной документации повторного использования объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство (если обоснование инвестиций предусматривает использование такой проектной документации), или обоснованности решения о невозможности или нецелесообразности применения экономически эффективной проектной документации повторного использования;
    9. оценка достаточности исходных данных, предусмотренных в проекте задания на проектирование для разработки проектной документации и реализации инвестиционного проекта;
    10. оценка соответствия проекта задания на проектирование иным разделам обоснования инвестиций.

    Планируется устанавливать срок проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций с учетом сложности объекта капитального строительства, но в целом он не должен превышать 32 рабочих дня. При этом предусматривается возможность продления указанного срока по заявлению застройщика (заказчика, государственного заказчика) не более чем на 11 рабочих дней.

    Правительство Российской Федерации планируется наделить полномочиями по установлению:
  • порядка организации и проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций (далее – ТЦА);
  • размера и порядка взимания платы за проведение ТЦА;
  • порядка обжалования заключений ТЦА;
  • порядка проведения общественного обсуждения обоснования инвестиций.

  • Непосредственное проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в отношении соответствующих инвестиционных проектов планируется возложить на:
  • федеральные органы исполнительной власти,
  • органы государственной власти субъекта Российской Федерации или подведомственные им государственные (бюджетные или автономные) учреждения, к полномочиям которых отнесено проведение проверки достоверности определения сметной стоимости строительства.

  • Предоставление средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита будет осуществляться в случаях и порядках, определённым бюджетным законодательством Российской Федерации.

    В этой связи рассмотрим действующие нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации.

    Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления субсидий юридическим лицам, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества.

    В этих целях в законе (решении) о бюджете предусматриваются соответствующие бюджетные ассигнования. Решения о предоставлении соответствующих субсидий, из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета принимаются соответственно в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов местной администрации в определяемом ими порядке (далее – порядок). Такие подходы применялись на практике длительный период и предусмотрены действующей редакцией Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

    Однако, с 1 января 2019 года , в связи с вступлением в силу норм Федерального закона от 19.07.2018 года № 222-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 222-ФЗ) при принятии соответствующих решений, помимо соблюдения вышеперечисленных требований, при наличии всех иных условий необходимо будет проводить дополнительную оценку объектов капитального строительства на предмет того, установлена ли для них законодательством Российской Федерации обязательность подготовки обоснования инвестиций. В случае, если подготовка обоснования инвестиций является обязательной, то при принятии решения о предоставлении соответствующих субсидий в отношении таких объектов капитального строительства необходимо будет дополнительно подготовить обоснование инвестиций и провести его технологический и ценовой аудит, а также подготовить задание на проектирование (см. изменения в абзац второй пункта 8 статьи 78 БК РФ).

    При этом для подготовки обоснования инвестиций, а также проведения технологического и ценового аудита учреждению предоставляются субсидии (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 19.07.2018 № 222-ФЗ).

    Учитывая вышеизложенное, в случае утверждения соответствующих поправок в Градостроительный кодекс Российской Федерации, а также в Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», с 01.01.2019 в случае, когда подготовка обоснования инвестиций на капитальное строительство обязательна, решение о предоставлении субсидии на него будет приниматься на основании:
    1. обоснования инвестиций;
    2. утвержденного задания на проектирование;
    3. положительных результатов технологического и ценового аудита (ТЦА).

    Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации должны будут установить:
  • порядок принятия решений о предоставлении субсидий (об осуществлении бюджетных инвестиций) на подготовку обоснования инвестиций и проведение его ТЦА;
  • порядок предоставления указанных субсидий (осуществления бюджетных инвестиций), включая требования к соглашениям о предоставлении субсидий, срокам и условиям их предоставления.
  • Вышеописанные условия будут действовать для вновь начинаемых объектов.

    Следует отметить, что в соответствии с опубликованной примерной программой законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2019 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению (приложение к постановлению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 января 2019 года № 5574-7 ГД) второе чтение законопроекта № 440116-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в части введения механизма обоснования инвестиций в отношении объектов капитального строительства, строительство (реконструкция) которых осуществляется за счет средств бюджетной системы Российской Федерации) запланировано на март текущего года.

    ЕСТЬ ВОПРОС?
    ЗАДАЙТЕ ЕГО НАШЕМУ ЭКСПЕРТУ!

    Вы можете задать вопрос эксперту БФТ и получить грамотный ответ

    Задать вопрос
    ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ ЭКСПЕРТ БФТ В TELEGRAM!

    И узнавайте о события первым!

    Подписаться
    Заказать звонок
    Заказать презентацию
    Задать вопрос
    Онлайн-чат
    Поиск