Новое в порядке перезаключения договоров аренды государственного или муниципального имущества
Компания БФТ - российский разработчик программных и консалтинговых решений для госсектора и бизнеса
Решения БФТ в Реестре российского ПО!
МЕНЮ

Новое в порядке перезаключения договоров аренды государственного или муниципального имущества

Автор

Наталья Буянова,

Ведущий консультант ДМАиК

• Время чтения: 3 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

С начала 2019 года вступили в силу поправки, внесенные в Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», в частности изменения касаются порядка продления договоров в отношении государственного и муниципального имущества.


Эксперт БФТ Дмитрий Гарин

С целью установления единого подхода к регулированию порядка заключения на новый срок договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества, Федеральным законом от 27.12.2018 № 572-ФЗ внесены изменения в положения части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, предусматривающие единый порядок перезаключения договоров аренды на новый срок, вне зависимости от того, каким образом были заключены такие договоры, по итогам проведения торгов или без их проведения.

Теперь законом определено, что по истечении срока договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного как по результатам проведения торгов так и без их проведения, заключение договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения торговых процедур: конкурса или аукциона. Как известно, арендатор считается исполнившим свои обязанности надлежащим образом, если у него отсутствует задолженность по арендной плате за используемое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один платежный период, установленный договором аренды.

Ранее статьей 17.1 вышеуказанного закона был установлен порядок продления только для договоров, заключенных исключительно по результатам торгов, а также с арендаторами, попадающими в ряд установленных этой же статьей исключений и заключивших договора без торгов (государственные органы, государственные и муниципальные учреждения, нотариальные и адвокатские палаты и др.). Договор на новый срок, без проведения торгов заключался с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, при одновременном соблюдении следующих условий:
  • по окончании договора размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации;
  • минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок мог быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

  • Введенная норма теперь распространяется и на случаи перезаключения на новый срок договоров в отношении государственного или муниципального имущества, заключенных на длительный или неопределенный срок до 2 июля 2008 года, т.е. до вступления в силу поправок в Федеральный закон «О защите конкуренции», которыми была введена в действие статья 17.1 «Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества». И хотя доля таких действующих договоров относительно мала, тем не менее, законодатель внес настоящую поправку с целью введения единого порядка перезаключения договоров аренды на новый срок, заключенных в соответствии с законодательством, действовавшим в том месте и времени на момент заключения договора.

    Ранее у арендодателей государственного и муниципального имущества имелась возможность отказываться от пролонгации договоров аренды, заключенных до вступления в силу статьи 17.1. , т.е. несмотря на добросовестное исполнение своих обязательств по договору, преимущественным правом на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов, арендатор государственного или муниципального имущества не обладал. На практике такие договора заканчивались в установленный срок, имущество возвращалось арендодателю, и процедура заключения договора начиналась заново, через процедуру торгов в соответствии с действующим законодательством. Теперь у всех арендаторов, заключивших договора аренды государственного или муниципального имущества до 2 июля 2008 года будет возможность перезаключить договор на новый срок, опять же при соблюдении установленных условий.

    Принятие данного закона, прежде всего, направлено на единообразное применение положений части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в отношении всех договоров аренды государственного или муниципального имущества при реализации арендатором, преимущественного права перед другими лицами на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов. Кроме того, теперь в случае отказа арендодателя в заключении на новый срок договора аренды, и заключения в течение года со дня истечения срока действия данного договора аренды с другим лицом, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору аренды, вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, в соответствии с гражданским законодательством.

    ЕСТЬ ВОПРОС?
    ЗАДАЙТЕ ЕГО НАШЕМУ ЭКСПЕРТУ!

    Вы можете задать вопрос эксперту БФТ и получить грамотный ответ

    Задать вопрос
    ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ ЭКСПЕРТ БФТ В TELEGRAM!

    И узнавайте о события первым!

    Подписаться
    сведения сведения
    Заказать звонок
    Заказать презентацию
    Задать вопрос
    Онлайн-чат
    Поиск