ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗА ПЕРИОД С 14 ПО 18 ЯНВАРЯ 2019 ГОДА
Целью проводимых в последние годы работ по реформированию бухгалтерского учета является создание принципиально новой системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, ориентированной на рыночную модель функционирования экономики, гармонизацию принципов и правил ведения учета и составления финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами. Необходимость решения новых задач вызывает потребность в точной «доводке» и регулировании нормативных актов с учетом имеющейся специфики деятельности субъектов учета, а также сложившейся практики применения законодательства. Особенно актуальной становится полнота и корректность учета всех нюансов в системе органов государственной власти и местного самоуправления.
Минфином России опубликован целый ряд уточнённых и новых документов, регулирующих сферу бюджетного и бухгалтерского учета, положения большинства из которых применяются, начиная с 2019 года.
Более детальная информация об изменениях приведена ниже.
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Скорректированы правила формирования плана счетов бюджетного и бухгалтерского учета
На прошедшей неделе на сайте Минфина России
опубликованы тексты приказов, вносящих изменения в ранее утверждённые документы, регламентирующие вопросы применения в 2019 году плана счетов бюджетного и бухгалтерского учета, в т.ч.:
Приказ Минфина России от 28.12.2018 № 297н «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»;
Приказ Минфина России от 28.12.2018 № 298н «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»;
Приказ Минфина России от 28.12.2018 № 299н «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».
Положения вышеуказанных приказов применяются, начиная с 2019 года.
Утверждены новые стандарты бухгалтерского учета
- Минюстом России 11 января 2019 г. зарегистрирован приказ Минфина России, утверждающий федеральный стандарт бухучета для организаций госсектора «Запасы» (регистрационный № 53306).
Приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н установлены единые требования к бухучету материальных запасов и незавершенного производства, а также к раскрытию в бухгалтерской и финансовой отчетности информации о запасах и результатах операций с ними.
Следует обратить внимание, что утверждённый текст приказа значительно отличается от положений, представленных в его проекте. Так, например, сокращены группы запасов. Теперь их будет всего две – материальные запасы и незавершенное производство. Внесены и другие уточнения в текст первоначального проекта.
Стандарт применяется при ведении бюджетного и бухгалтерского учета государственных и муниципальных учреждений с 1 января 2020 г., а при составлении ими бюджетной, бухгалтерской и финансовой отчетности - с отчетности 2020 г.
- В этой связи обращаем внимание, что в истекшем году в Минюсте прошел регистрацию очередной федеральный стандарт - «Бухгалтерский учет аренды». Так, 25 декабря 2018 года зарегистрирован приказ Минфина России от 16 октября 2018 г. № 208н, утверждающий требования к формированию в бухгалтерском учете организаций информации об объектах бухгалтерского учета при получении (предоставлении) за плату во временное пользование имущества (регистрационный № 53162).
Стандарт не распространяется на организации государственного сектора и подлежит применению сторонами договоров аренды (субаренды), а также иных договоров, положения которых по отдельности или во взаимосвязи предусматривают предоставление арендодателем, лизингодателем, правообладателем, иным лицом (далее - арендодатель) за плату арендатору, лизингополучателю, пользователю, иному лицу (далее - арендатор) имущества во временное пользование (далее - договор аренды).
По общему правилу установлено, что организация должна применять указанный Стандарт, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год. В то же время, может быть принято решение о его применении до указанного срока. Такое решение подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.
- Минфином России на официальном сайте размещены обновленные сведения о ходе разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета.
Опубликованные сводные данные содержат информацию о сроках направления проектов в Минюст России, а также ссылки с указанием официальных Интернет-сайтов разработчиков, на котором размещены соответствующие проекты.
Внесены поправки в порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов
В январе т.г. Минюстом
зарегистрирован документ, вносящий поправки в действующий порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов различных уровней, утверждённый приказом Федерального казначейства № 8н.
Приказом Федерального казначейства России от 13.12.2018 № 39н «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Федерального казначейства в целях совершенствования порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» ранее действующие положения дополнены новыми таблицами-приложениями:
реквизиты распоряжения о перечислении денежных средств на банковские карты «Мир» физических лиц;
реквизиты извещения об исполнении распоряжения.
Также внесены корректировки в структуру распоряжения и извещения.
Регистрация приказа № 39н Минюстом России осуществлена 14.01.2019 (регистрационный № 53325),
документ вступает в силу с 26 января 2019 года.
ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Принят к рассмотрению законопроект, направленный на адаптацию правил бухгалтерского учета к специфике организаций бюджетной сферы
Государственной Думой 14 января 2019 года принят к рассмотрению
законопроект, направленный на корректировку Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Законопроект № 620132-7 подготовлен
по результатам анализа практики применения положений Федерального закона № 402-ФЗ в части бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности
организаций бюджетной сферы. В частности, законопроектом предлагается:
уточнить применяемую терминологию, в т.ч. ввести единый термин:
- «организации бюджетной сферы» - государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами;
введение положений по проведению экспертизы стандартов бухгалтерского учета государственных финансов отдельным экспертным органом - советом по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов;
дополнение Закона нормами регулирования отдельных вопросов бухгалтерского учета (в т.ч. в части уточнения полномочий главного бухгалтера, руководителя);
уточнение порядка организации и осуществления внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и др.
Вступление в силу предлагаемых изменений планируется со дня официального опубликования утверждённого соответствующего федерального закона.
Срок представления отзывов, предложений и замечаний в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам - 14.02.2019.
Предложены инструменты практической реализации финансового обеспечения исполнения государственного (муниципального) социального заказа в условиях конкуренции
Как известно, в конце 2018 года в целом завершились дискуссии и детальное обсуждение законопроекта о социальном заказе, направленного на повышение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и создание равных условий в сфере финансового обеспечения для государственных (муниципальных) учреждений и негосударственных организаций, участвующих в оказании таких услуг. Указанный законопроект принят Госдумой в 1 чтении. Это позволило перейти к более детальному рассмотрению вопросов разработки инструментов для практической реализации вводимой системы.
Правительством Российской Федерации разработан
законопроект № 620139-7, которым предлагается
внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ), регламентирующих порядок финансового обеспечения исполнения государственного (муниципального) социального заказа в условиях конкуренции. В Бюджетный кодекс Российской Федерации предлагается ввести новый вид бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг:
«субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях финансового обеспечения исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
Правила предоставления вводимых субсидий будут регулироваться новой статьей 78.4 БК РФ. Утверждение предлагаемых новаций позволит при необходимости перераспределить бюджетные средства между исполнителями услуг, а также принять долгосрочные бюджетные обязательства на основании соглашений, заключаемых в целях исполнения государственного (муниципального) социального заказа в случаях, когда срок оказания государственной (муниципальной) социальной услуги, установленный законодательством, превышает срок бюджетного планирования.
Законопроект принят к рассмотрению Государственной Думой,
срок представления отзывов, предложений и замечаний в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам - 14.02.2019.
Если у Вас есть вопросы по реализации бюджетной реформы и Вам нужен качественный ответ, то задайте их ведущим экспертам Компании БФТ и получите грамотную консультацию.