Реализация новаций в сфере финансового планирования деятельности учреждений: что учесть?
Реализация новаций в сфере финансового планирования деятельности учреждений: что учесть?

Автор

Елена Зенцова,

Заместитель директора ДМАиК

Время чтения: 8 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

За последние полгода на федеральном уровне принято довольно значительное число нормативных актов, затрагивающих вопросы финансового планирования деятельности учреждений, подлежащих реализации как в текущем, так и в следующем году. Отдельные из новаций носят обязательный характер для учета на всех уровнях и требуют актуализации ранее утверждённых документов, отдельные - касаются только деятельности учреждений федерального уровня, но также могут быть учтены на региональном и муниципальном уровне в случае принятия соответствующих решений.

До конца текущего года на сайте Компании будет размещена серия экспертных материалов, посвященная детальному рассмотрению темы новаций в сфере финансового планирования деятельности учреждений. В первом выпуске расскажем, какие изменения предстоит учесть уже в этом году, а также, почему формирование и утверждение ПФХД в привычных для всех форматах и порядке, произойдёт в последний раз.

Эксперт БФТ


I.ПЛАН ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ:

Все ближе и ближе время утверждения региональных и местных бюджетов на очередной финансовый год и плановый период, а значит – всё ближе сроки утверждения государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и, соответственно, планов финансово-хозяйственной деятельности на уровне учреждений.

Учесть отдельные изменения при формировании ПФХД предстоит уже в текущем году.



Так, с 7 декабря текущего года вступает в действие приказ Минфина России от 30.10.2018 № 221н «О внесении изменений в пункт 8.1 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 г. № 81н».

С начала действия данного документа должны быть внесены уточнения в правила заполнения таблицы 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)» ПФХД. Так, в графе 3 таблицы 2 ПФХД в отдельных разделах вместо кодов КОСГУ нужно указывать иные коды бюджетной классификации.

Ниже на схеме отражены изменения, затронувшие раздел «Поступление от доходов»:

Эксперт БФТ

В раздел «Поступление финансовых активов» внесены следующие изменения:

Эксперт БФТ

Кроме того, в графе 10 «Поступления от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности» плановые показатели по доходам от грантов (КВР 613, 623), а также грантов от физлиц, организаций (в том числе международных) и правительств иностранных государств нужно отражать по строке 160, а не 120, как ранее.

Следует отметить, что формирование и утверждение ПФХД в привычных для всех форматах и порядке, произойдёт в последний раз.



Это обстоятельство обусловлено тем, что в октябре т.г. Минюстом России зарегистрирован приказ Минфина России от 31.08.2018 № 186н «О Требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» (далее – приказ № 186н).

Данный документ подлежит применению начиная с плана на 2020 год. Таким образом, в следующем году при формировании ПФХД, вместо требований, утвержденных Приказом Минфина России № 81н, учреждения должны будут руководствоваться новыми правилами, актуализированными учредителями с учетом норм приказа № 186н.

В Таблице 1 приведены основные отличия вводимых новаций от действующей редакции приказа Минфина России № 81н:

Основные элементы «Как есть» (приказ № 81н) «Как будет» (приказ № 186н)
1 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНА - УЧРЕДИТЕЛЯ
ОРГАН – УЧРЕДИТЕЛЬ:
  • вправе установить особенности составления и утверждения Плана для отдельных учреждений;
  • вправе предусматривать дополнительную детализацию показателей Плана, в том числе по временному интервалу (поквартально, помесячно).
  • должен установить следующие положения для составления и утверждения ПФХД для подведомственных учреждений:
    1. сроки и порядок составления проекта ПФХД
    2. сроки и порядок утверждения ПФХД
    3. порядок внесения изменений в ПФХД
    4. полномочия органа - учредителя или учреждения по утверждению ПФХД (внесению изменений в ПФХД)
    2 СРОКИ СОСТАВЛЕНИЯ ПФХД
    ПФХД ДОЛЖЕН СОСТАВЛЯТЬСЯ НА:
    1. финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год
    2. на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период
    1. текущий финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год
    2. текущий финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период и действует в течение срока действия закона (решения) о бюджете
    3. при принятии учреждением обязательств, срок исполнения которых по условиям договоров (контрактов) превышает срок, на который утверждается бюджет, показатели Плана по решению органа - учредителя утверждаются на период, превышающий указанный срок.
    3 СТРУКТУРА ПФХД
    СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПЛАНА СОСТОИТ ИЗ:
    1. текстовой (описательной) части
    2. табличной части
    1. табличной части
    4 ФОРМА ПФХД
  • в табличную часть Плана включены:
  • Таблица 1 «Показатели финансового состояния учреждения (подразделения)», включающая показатели о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах, принятых на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления Плана;
    Таблица 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)»
    Таблица 2.1 «Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)»
    Таблица 3 «Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения (подразделения)»
    Таблица 4 «Справочная информация»
  • форма Плана существенно отличается от действующей, включает непосредственно План финансово-хозяйственной деятельности на 20__ г. (на 20__ г. и плановый период 20__ и 20__ годов), состоящий из разделов:

  • Раздел 1. Поступления и выплаты
    Раздел 2. Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг
    5 ОБОСНОВАНИЕ (РАСЧЕТЫ) ПЛАНОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
    ОБОСНОВАНИЕ (РАСЧЕТЫ) ЯВЛЯЮТСЯ:
  • справочной информацией к Плану
  • прилагаются к представляемому на утверждение проекту Плана расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам, использованные при формировании Плана
  • расчеты (обоснования) к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения включают:
    1. Расчеты (обоснования) выплат персоналу
    2. Расчеты (обоснования) расходов на социальные и иные выплаты населению
    3. Расчет (обоснование) расходов на уплату налогов, сборов и иных платежей
    4. Расчет (обоснование) расходов на безвозмездные перечисления организациям
    5. Расчет (обоснование) прочих расходов (кроме расходов на закупку товаров, работ, услуг)
    6. Расчет (обоснование) расходов на закупку товаров, работ, услуг
  • основанием для составления Плана
  • формируются в отношении:
    1. плановых показателей поступлений
    2. .плановых показателей выплат
  • формируются в соответствии с требованиями, установленными в главе III Требований, утв. приказом Минфина России № 186н
  • 6 ТРЕБОВАНИЯ К УТВЕРЖДЕНИЮ ПФХД
    ПЛАН УТВЕРЖДАЕТСЯ:
  • в отношении бюджетного учреждения - руководителем государственного (муниципального) бюджетного учреждения, если иное не установлено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя
  • в отношении автономного учреждения - руководителем государственного (муниципального) автономного учреждения на основании заключения наблюдательного совета автономного учреждения
  • в порядке и сроки, установленные органом - учредителем
  • в отношении бюджетного учреждения - уполномоченным лицом учреждения, если решением органа - учредителя не установлен иной порядок его утверждения
  • в отношении автономного учреждения - руководителем автономного учреждения после рассмотрения проекта Плана наблюдательным советом автономного учреждения
  • 7 ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ПФХД
  • решение о внесении изменений в План принимается руководителем учреждения (подразделения)
  • в целях внесения изменений в План составляется новый План
  • порядок внесения изменений в План устанавливает орган – учредитель
  • случаи изменения показателей ПФХД в течение текущего финансового года установлены в разделе II. «Требования к составлению Плана» по трём направлениям
  • внесение изменений в показатели Плана по поступлениям и (или) выплатам должно формироваться путем внесения изменений в соответствующие обоснования (расчеты) плановых показателей поступлений и выплат, сформированные при составлении Плана
  • установлен перечень случаев, когда внесение изменений в ПФХД возможно осуществлять без корректировки обоснований (расчетов)

  • Таблица 1 – Основные новации, внесённые в Требования к составлению и утверждению ПФХД государственного (муниципального) учреждения, приказом Минфина России № 186н


    Обобщая предстоящие изменения можно выделить следующее. По-прежнему, требования к ПФХД должен будет утверждать орган-учредитель, опираясь на требования Минфина. Вместе с тем, перечень обязательных элементов, которые обязан установить учредитель, конкретизирован и установлен приказом № 186н (см.п.1. Таблицы 1). Появилась возможность увеличения срока, на который составляется ПФХД (п.2 Таблицы 1).

    Если рассматривать новации с точки зрения влияния на структуру и содержание ПФХД, то внесённые новации однозначно позволяют сократить и оптимизировать процесс формирования ПФХД (см. пп. 3, 4 Таблицы 1). Так:
  • исключены положения, предусматривающие необходимость формирования текстовой части ПФХД;
  • объединены табличные части Плана, что сокращает время на их заполнение (по новым правилам показатели на все три года нужно будет отразить в одном разделе одной таблицы).

  • Оптимальным, на наш взгляд, является и сохранение возможности отражения кодов КОСГУ или иных кодов аналитических показателей в графе 4 новой формы в случае, если такую обязанность установит учредитель. Это позволит учесть имеющиеся потребности в детализации и сохранить привычный для многих подход к отражению соответствующей информации для целей проведения управленческого анализа и мониторинга.

    Представляется, что одним из наиболее значимых нововведений является изменение роли обоснований (расчетов) плановых показателей (см. п.5 таблицы 1). Если в редакции приказа Минфина России № 81н обоснования (расчеты) являются справочной информацией к ПФХД и подлежат формированию только по выплатам, то в новой редакции - всё по-другому.

    Приказом Минфина России № 186н установлено, что ПФХД должен составляться на основании обоснований (расчетов) плановых показателей как выплат, так и поступлений. Таким образом, обоснования (расчеты) приобрели статус обязательного элемента при формировании ПФХД, что значительно повышает ответственность соответствующих исполнителей.

    Обоснования (расчеты) плановых показателей поступлений необходимо будет составлять на основе расчетов соответствующих доходов. Детальные подходы к формированию обоснований установлены в отдельной главе Требований.

    Следует отметить пересмотр подходов к внесению изменений в ПФХД (см. п.7 таблицы 1). Перечень требований по данному направлению значительно расширен и конкретизирован. Осуществление изменений увязано с необходимостью внесения изменений в соответствующие обоснования (расчеты) плановых показателей поступлений и выплат. При этом выделены случаи, когда такая корректировка не обязательна.

    Кроме того, в Требования к составлению и утверждению ПФХД государственного (муниципального) учреждения, внесены отдельные технические правки, не вносящие принципиальных новшеств в применяющийся порядок.

    Подводя итог, следует отметить, что, на наш взгляд, предложенные новации усиливают роль органа-учредителя как в установлении элементов и порядка ПФХД, так и в осуществлении контроля за корректностью планирования на уровне учреждений. Усиление роли обоснований плановых показателей продолжает ряд мер, направленных на повышение контроля за использованием бюджетных средств, осуществляемых Минфином России путём последовательного ввода обязанности по обоснованию, по сути, любых действий, связанных с использованием бюджетных ресурсов.

    Свежий контент раз
    в неделю
    Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
    с новыми публикациями
    Вступайте в клуб «Эксперт БФТ»!
    Участники клуба получают специальные подарки и индивидуальные предложения
    Клуб «Эксперт БФТ» в вашем смартфоне!
    • Быстрый доступ ко всем сервисам и разделам клуба
    • Оперативное оповещение о новых материалах