Переход к федеральным стандартам: что изменилось в реализации результатов контрольных мероприятий?
/ / Изменения законодательства
Переход к федеральным стандартам: что изменилось в реализации результатов контрольных мероприятий?

Автор

Дмитрий Гарин,

Директор Департамента методологии, анализа и консалтинга (ДМАиК)

Время чтения: 4 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

Эксперт БФТ Дмитрий Гарин

Продолжаем анализ норм законопроекта, внесённого Правительством Российской Федерации «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита», принятого в первом чтении Государственной Думой 19 сентября 2018 года (номер законопроекта - № 493988-7).

В первой публикации «Эксперт БФТ» рассмотрел изменения в части регулирования и организации внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. В новом выпуске этой серии эксперт Дмитрий Гарин рассмотрит новации в реализации результатов контрольных мероприятий. Главные изменения коснулись сроков исполнения представления, его содержания и понятийного аппарата.


Законопроектом предусматривается совершенствование порядка применения бюджетных мер принуждения, порядка вынесения представлений и предписаний органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее – ВГФК). Основное новшество связано с тем, что срок исполнения представления, предписания органа ВГФК может быть продлен по мотивированному ходатайству руководителя объекта контроля в порядке, предусмотренном федеральными стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. При этом продлить его можно будет не более одного раза.

Пересматриваются сами определения представлений и предписаний, сделана попытка разграничения данных понятий, что, возможно, несколько снимет остроту вопроса со стороны органов финконтроля, в каких случаях направлять тот или иной документ с требованиями об устранении нарушений, причин и условий их допущения.

Так, представление должно будет содержать:
  • информацию о выявленных нарушениях положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные обязательства публично-правовых образований, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля или в доли участия в уставных фондах юридических лиц, созданных в организационно-правовой форме товариществ с ограниченной ответственностью;
  • требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

  • Предписание должно будет содержать обязательные для исполнения в указанный в нем срок:
  • требования об устранении нарушений положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные обязательства публично-правовых образований, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля или в доли участия в уставных фондах юридических лиц, созданных в организационно-правовой форме товариществ с ограниченной ответственностью;
  • требования о принятии мер по перечислению в доход бюджета соответствующего публично-правового образования суммы неправомерно использованных бюджетных средств, определяемой в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. (соответствующее определение суммы неправомерно использованных бюджетных средств также дается в законопроекте).

  • В самих же представлениях и предписаниях органа государственного (муниципального) финансового контроля нельзя будет указывать информацию о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, выявленных участниками бюджетного процесса в ходе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Однако данное условие будет работать, если со стороны объекта контроля были приняты меры по устранению указанных нарушений, а также меры по устранению причин и условий таких нарушений.

    Отдельно следует отметить, что установление порядка осуществления Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) и органами управления государственными внебюджетными фондами полномочий по ВГФК при осуществлении предварительного контроля будет закреплено соответственно за Минфином России, финорганами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и органами управления государственными внебюджетными фондами.

    Предполагается, что данные нормы будут введены в действие с 1 января 2019 года. Однако, процедура рассмотрения законопроекта, а также необходимость подготовки и утверждения соответствующих проектов актов Правительства Российской Федерации, позволяют предположить, что в субъектах Российской Федерации и, что еще более вероятно, в муниципальных образованиях, в полной мере не получится реализовать положения законопроекта в предусмотренные в нем сроки.

    Учитывая, что законопроект перед рассмотрением во втором чтении будет направлен Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам должен будет его доработать с учетом поступивших поправок, есть вероятность, что будут пересмотрены сроки реализации предлагаемых изменений Бюджетного кодекса Российской Федерации либо предусмотрен переходный период, в течение которого соответствующие публично-правовые образования должны будут перейти к реализации положений законопроекта.

    Несмотря на это, принятие законопроекта – вопрос ближайшего времени и влечёт значительный объём работы по пересмотру своей деятельности органами государственного (муниципального) финансового контроля, субъектами, уполномоченными на осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, разработке новых и актуализации действующих документов в соответствии с новыми требованиями бюджетного законодательства.

    Более подробную информацию по данной теме Вы можете получить:
    Департамент методологии, анализа и консалтинга (ДМАиК)
    тел.: +7 (495) 784-7000
    e-mail:e-mail: bft@bftcom.com

    Свежий контент раз
    в неделю
    Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
    с новыми публикациями
    Вступайте в клуб «Эксперт БФТ»!
    Участники клуба получают специальные подарки и индивидуальные предложения
    Клуб «Эксперт БФТ» в вашем смартфоне!
    • Быстрый доступ ко всем сервисам и разделам клуба
    • Оперативное оповещение о новых материалах