У кого стало больше возможностей для выкупа госимущества? Читайте в рубрике «Эксперт БФТ»
У кого стало больше возможностей для выкупа госимущества? Читайте в рубрике «Эксперт БФТ»

Автор

Наталья Буянова,

Ведущий консультант ДМАиК

Время чтения: 5 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

Эксперт БФТ Наталья Буянова

В июне этого года были внесены изменения в федеральный закон № 159-ФЗ. Законом расширены возможности участия малого и среднего бизнеса в процедурах выкупа государственного или муниципального имущества. В рамках проекта «Эксперт БФТ» мы решили посвятить этому вопросу серию публикаций. В первой публикации ведущий консультант Компании БФТ Наталья Буянова рассмотрит новый порядок реализации преимущественного права при приобретении государственного и муниципального имущества с учетом последних законодательных изменений, а также расскажет, на каких условиях можно воспользоваться преимущественным правом на приобретение имущества по цене, равной его рыночной стоимости и, как его не утратить.


Эксперт БФТ Наталья Буянова

Наталья Буянова

Ведущий консультант Департамента методологии, анализа и консалтинга ООО «БФТ»


Государственная политика в сфере развития малого и среднего предпринимательства в России является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации и субъектов, органами местного самоуправления, направленных на обеспечение развития малого и среднего предпринимательства. Одной из основных целей государственной политики в рассматриваемой сфере является обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъектов МСП).

Имущественная поддержка является одной из форм поддержки, предоставляемой субъектам МСП в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон 209-ФЗ).

В соответствии со статьёй 18 Закона 209-ФЗ под имущественной поддержкой понимается, в частности, деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления по продаже государственного и муниципального имущества, включенного в перечни государственного (муниципального) имущества, свободного от прав третьих лиц.

С целью расширения имущественной поддержки субъектов МСП, в соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России до 2030 года, утверждённым распоряжением Правительства от 02.06.2016г. № 1083-р от 3 июля 2018 года, внесены изменения в Федеральный закон 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон 159-ФЗ).

Существенные изменения в Закон 159-ФЗ, в частности, внесены в части сроков реализации преимущественного права, а также перечня видов имущества, на которое распространяется право выкупа, что, в свою очередь, существенно расширяет круг лиц, обладающих преимущественным правом выкупа арендуемого имущества.

В данном материале мы рассмотрим основной порядок реализации преимущественного права при приобретении государственного и муниципального имущества субъектами МСП с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 03.07.2018 № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства».

Субъекты малого и среднего предпринимательства, пользуются преимущественным правом на приобретение имущества по цене, равной его рыночной стоимости при условии, что:
  • арендуемое имущество на день подачи заявления находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
  • отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням);
  • арендуемое имущество не включено в утвержденный перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ;
  • сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

  • Преимущественное право, прежде всего, заключается в том, что приобретение субъектом МСП арендуемого имущества осуществляется без проведения аукциона или конкурса.

    Приобретение государственного и муниципального имущества арендуемого субъектами МСП обычно происходит двумя способами:

    1) в инициативном (заявительном) порядке,
    т.е. субъект МСП направляет в соответствующий орган государственной власти (местного самоуправления) заявление о реализации преимущественного права.

    Данный порядок включает следующие этапы:
  • направление субъектом МСП в уполномоченный орган заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, как включенного в перечень, так и не включенного в него;
  • обеспечение уполномоченным органом заключения договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в течение 2 месяцев со дня получения заявления субъекта МСП;
  • принятие уполномоченным органом решения о приватизации арендуемого имущества в течение 2 недель со дня принятия отчета об оценке;
  • направление уполномоченным органом субъекту МСП проекта договора купли-продажи арендуемого имущества в 10-дневный срок со дня принятия решения о приватизации.

  • 2) в порядке предложения полученного субъектом МСП от органа государственной власти или органа местного самоуправления.
    При принятии решения об условиях приватизации арендуемого субъектом МСП имущества, преимущественное право арендаторов должно быть предусмотрено в данном решении. Орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан предложить такому лицу приобрести это имущество посредством направления ему такого решения и предложения о заключении договора купли-продажи арендуемого имущества с приложением проекта соответствующего договора.

    В случае согласия субъекта МСП на использование преимущественного права, орган государственной власти (местного самоуправления) обязан заключить договор купли-продажи арендуемого имущества с таким лицом, т.е. на указанные отношения распространяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении договора в обязательном порядке (статьи 445 – 446 ГК РФ).


    ВАЖНО:


  • Субъект МСП вправе отказаться от реализации преимущественного права в любой день до истечения 30 дней от получения предложения о заключении договора купли-продажи арендуемого имущества, и с момента такого отказа утрачивает преимущественное право.
  • Субъект МСП также утрачивает преимущественное право:
  • - по истечении 30 дней с даты получения предложения о заключении договора купли-продажи арендуемого имущества, если этот договор не подписан таким лицом (за исключением случаев, когда течение этого срока приостанавливается при оспаривании субъектом МСП достоверности величины рыночной стоимости приобретаемого имущества);
    - с момента расторжения договора купли-продажи арендуемого имущества в связи с существенным нарушением его условий субъектом МСП.
  • Уступка преимущественного права иным лицам не допускается.

  • Существенные изменения произошли в части сроков, к которым была привязана возможность реализации права преимущественного выкупа. Ранее для того, чтобы воспользоваться преимущественным правом, нужно было среди прочих условий, арендовать государственное или муниципальное имущество непрерывно в течение двух и более лет на определенную законом дату, т.е. на 1 июля 2015 года. Теперь же в силу изменений, внесённых в Федеральный закон № 159-ФЗ и вступивших в силу 03.07.2018 г., реализовать это право смогут субъекты МСП, арендующие имущество непрерывно в течение двух и более лет, на день подачи заявления о реализации преимущественного права в уполномоченный орган.

    И очень важно, что отменено правило, по которому воспользоваться преимущественным правом можно было только до июля 2018 года. Теперь субъекты МСП, заключившие договора аренды государственного или муниципального имущества после 1 июля 2015 года или планирующие заключить такие договора в будущем, при соблюдении, среди прочих, условия непрерывного использования в течение 2 лет, смогут воспользоваться своим преимущественным правом.

    Мы готовы в любое удобное для Вас время предоставить более подробную информацию по данному вопросу. По всем интересующим Вас вопросам просим обращаться:
    Ведущий консультант Департамента методологии, анализа и консалтинга (ДМАиК)
    Буянова Наталья Александровна
    тел.: +7 (495) 784-7000
    e-mail: n.buyanova@bftcom.com
    Свежий контент раз
    в неделю
    Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
    с новыми публикациями
    Вступайте в клуб «Эксперт БФТ»!
    Участники клуба получают специальные подарки и индивидуальные предложения
    Клуб «Эксперт БФТ» в вашем смартфоне!
    • Быстрый доступ ко всем сервисам и разделам клуба
    • Оперативное оповещение о новых материалах