Подходы к реализации Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
Подходы к реализации Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

Автор

Елена Зенцова,

Заместитель директора ДМАиК

Время чтения: 8 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

Эксперт БФТ Елена Зенцова

В первой публикации материала, посвящённого вопросам организации работы по обеспечению реализации положений Указа Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», были рассмотрены вопросы, затрагивающие принципы, заложенные в основу единого механизма разработки и реализации национальных проектов, инструменты достижения национальных целей и общий алгоритм построения проектов. В рамках второй части рассматриваются подходы к реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», реализуемые на уровне Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, включая перечень и сроки разработки соответствующих федеральных программ, а также требования к форматам разработки проектов.


Разработка национального проекта по направлению «Цифровая экономика» в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации (резолюция от 22.05.18 № ДМ-П13-2858) осуществляется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минвостокразвития России и Минкавказу России. В июне текущего года, Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константин Носков, выступая на пленарном заседании «Цифровая экономика: перспективы и тенденции развития», прошедшем в первый день работы Международного IT-Форума, сообщил, что это будет осуществлено путём трансформации программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

14 июня текущего года на уровне Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации проведено совещание, на котором обсуждались, в частности, методические подходы к разработке направлений национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», а также обновлённая структура программы «Цифровая экономика» и сроки подготовки паспорта программы. Представленная на совещании структура национальной программы основывается на задачах из Указа № 204. Каждой из задач сопоставляется федеральный проект (или ряд проектов), определяется ответственное по этому направлению ведомство и соисполнители.

Ответственные ФОИВ и организации Федеральные проекты национальной программы
Создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанного на гибком подходе в каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий «Нормативное регулирование цифровой среды» Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Минэкономразвития, Фонд «Сколково», АНО «Цифровая экономика»
Создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок «Информационная инфраструктура» Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций ПАО «Ростелеком», АНО «Цифровая экономика»
Обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики «Кадры и образование» Минэкономразвития Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Министерство высшего образования и науки, Минтруд, Министерство просвещения, АНО «АСИ», АНО «Цифровая экономика»
Обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства «Информационная безопасность» Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций ФСБ, ФСО, ФСТЭК, ПАО «Сбербанк», АНО «ЦКИКТ», АНО «Цифровая экономика»
Создание сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок «Цифровые технологии» Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Министерство высшего образования и науки, ГК «Росатом», ГК «Ростех», АНО «Цифровая экономика»
Внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей «Цифровое государство» Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Минэкономразвития, АНО «Цифровая экономика»
Преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство, транспортную и энергетическую инфраструктуру, финансовые услуги, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений «Цифровое здравоохранение» (по этому направлению указом №204 предусмотрен отдельный национальный проект) Минздрав Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, АНО «Цифровая экономика»
«Цифровое образование» (по этому направлению указом №204 предусмотрен отдельный национальный проект) Министерство просвещения Министерство высшего образования и науки, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, АНО «Цифровая экономика»
«Цифровая промышленность» Минпромторг Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, АНО «Цифровая экономика»
«Цифровое сельское хозяйство» Минсельхоз Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, АНО «Цифровая экономика»
«Цифровое строительство» Минстрой Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, АНО «Цифровая экономика»
«Цифровой город» (по этому направлению указом №204 предусмотрен отдельный национальный проект) Минстрой Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, АНО «Цифровая экономика»
«Цифровой транспорт и логистика» (по этому направлению указом №204 предусмотрен отдельный национальный проект) Минтранс Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, АНО «Цифровая экономика»
«Цифровая энергетика» Минэнерго Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, АНО «Цифровая экономика»
«Цифровые финансы» Минфин Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, АНО «Цифровая экономика»
Cоздание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей в себя венчурное финансирование и иные институты развития «Цифровые проекты» Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Минэкономразвития, Минфин, АНО «Цифровая экономика»
Разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств-членов ЕАЭС при реализации планов в области развития цифровой экономики «Цифровой ЕАЭС» Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Минэкономразвития, МИД, АНО «Цифровая экономика»

Основные этапы разработки национальной программы определены поручением заместителя председателя Правительства Российской Федерации Максима Акимова от 9 июня 2018 г.:
  • 14 июня — определить должностных лиц (не ниже заместителя руководителя ведомства), ответственных за реализацию федеральных проектов;
  • 18 июня — представить в правительство сводную информацию об основных параметрах национальной программы;
  • 29 июня — предложения по динамике значений целевых показателей, задачам, промежуточным и конечным контрольным точкам (вехам), определению источников и параметров финансирования (в том числе из бюджетов субъектов Российской Федерации), разработке трехлетних детальных планов (проект паспорта национальной программы);
  • 15 августа — проект паспорта национальной программы и паспорта федеральных проектов, реализующих задачи пункта 11 Указа;
  • 1 октября — проект паспорта национальной программы, паспорта федеральных проектов национальной программы и трёхлетних планов мероприятий по их реализации.
На совещании были определены принципы разработки национальной программы:
  • формирование рабочих групп при ФОИВ, возглавляемых ответственным заместителем министра, с участием представителей бизнес-сообщества, проектного офиса и АНО «Цифровая экономика»;
  • определение целей, целевых показателей, задач, ожидаемых результатов, контрольных точек и мероприятий федеральных проектов;
  • определение потребностей в бюджетном финансировании и подготовка ФЭО для бюджетных заявок по ключевым мероприятиям 2018-2019 гг.;
  • включение в планы мероприятий федеральных проектов всех задач отраслевой цифровизации — финансовую поддержку в рамках национальной программы получают прорывные «пилотные» проекты и инициативы, направленные на создание конечных сервисов и достижение конечных эффектов для бизнеса и граждан;
  • установление строгих ресурсных ограничений в планах мероприятий по федеральным проектам:
    • две контрольных точки на ожидаемый результат в год;
    • одно-два мероприятия на одну контрольную точку;
    • не более 30 мероприятий в плане федерального проекта в год;
    • не более трёх-пяти мероприятий, реализуемых одним подразделением ФОИВ параллельно.

Также был составлен план-график рассмотрения и согласования предложений по всем направлениям для формирования паспорта национальной программы, предполагающий, что все 17 федеральных проектов должны быть представлены и согласованы до 22 июня.

ФОРМАТ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ

Методическими указаниями утверждены формы для разработки национальных и федеральных проектов. Они включают такие регистры как:
  • паспорт национального проекта/программы (приложение №1),
  • паспорт федерального проекта (приложение №3),
  • дополнительные и обосновывающие материалы (приложения № 2 и № 4, соответственно).
Если рассматривать структуру паспорта национального проекта в целом, то формально, помимо отражения базовых параметров, он представляет собой свод федеральных проектов, цели и показатели которых направлены на достижение целей, целевых показателей и результатов национальных проектов. В качестве дополнительных и обосновывающих материалов НП учитывается минимальный набор данных:
  • методика расчёта целей, целевых и дополнительных показателей национального проекта, в т.ч. базовые показатели, источник данных, ответственный за сбор данных, уровень агрегирования информации, срок и периодичность представления;
  • цели, значения целевых и дополнительных показателей национального проекта, в т.ч. базовых значений и значений, определённых по годам в двух сценариях реализации (с учётом национального проекта и без его учёта);
  • показатели оценки федеральных проектов с точки зрения вклада в достижение цели, целевого показателя национального проекта, в т.ч. в части объёма бюджетных ассигнований и влияния на достижение целей и целевых показателей (рейтинг).
Состав паспорта федерального проекта несколько шире. К его основным особенностям можно отнести обязанность включения данных о:
  • связи с государственными программами Российской Федерации;
  • дате достижения 1-2 показателей на конец реализации федерального проекта;
  • плане мероприятий по реализации федерального проекта;
  • показателях федерального проекта в разрезе субъектов Российской Федерации с градацией по федеральным округам и детализацией от базового значения до планируемых значений на весь период реализации федерального проекта.
Перечень дополнительных и обосновывающих данных к паспорту федерального проекта включает:
  • краткое описание бизнес-модели функционирования результатов федерального проекта после передачи их в эксплуатацию, обоснование работоспособности планируемых к получению результатов, а также их способности и достаточности для достижения цели и показателей;
  • методику расчёта показателей федерального проекта;
  • сводные данные о финансовом обеспечении реализации мероприятий федерального проекта, включая сведения о коде бюджетной классификации, объёме финансового обеспечения по годам реализации в разрезе источников (федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, внебюджетные источники (при этом, в случае выделения межбюджетных трансфертов, сведения о них выделяются отдельно));
  • данные о финансовом обеспечении реализации федерального проекта по субъектам Российской Федерации, всего и по годам реализации.
Как уже отмечалось выше, достижение целей, целевых показателей и решение задач национального проекта обеспечивается путём исполнения сводного плана мероприятий, состоящего из планов мероприятий по реализации федеральных проектов.

В ходе обсуждения на уровне Правительства Российской Федерации организации работы по разработке и реализации национальных проектов неоднократно подчёркивалось, что национальные проекты должны финансироваться приоритетно – именно потому, что это и есть приоритеты, то есть в первую очередь. Чтобы обеспечить эту задачу, вся проектная деятельность будет увязана с бюджетным циклом. Планы мероприятий федеральных проектов будут разрабатываться на три года – очередной финансовый год и плановый период, объединяться в сводный план национального проекта и ежегодно уточняться с учётом финансового обеспечения, тем самым обеспечивая «скользящее» планирование, синхронизированное с бюджетным циклом.

В отношении региональных проектов каких-либо рекомендаций в части их структуры, форм и содержания Методические указания требований не содержат, однако, учитывая общие подходы к организации и последующему контролю за реализацией НП/ФП, на наш взгляд, при формировании региональных проектов целесообразно придерживаться принципов, аналогичных тем, что установлены для НП/ФП. По крайней мере, однозначным является то, что в паспортах и иных документах, формируемых на региональном уровне, должны быть отражены те параметры, которые включены в федеральные проекты в части соответствующего субъекта Российской Федерации.

Продолжение следует
___________________________________________________________________
В рамках Блока 3 Вы сможете ознакомиться с принципами организации предстоящей работы по реализации национальных проектов, особенностями контроля их реализации, а также предложениями Компании БФТ по обеспечению реализации Указа № 204 на региональном уровне.
Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями
Вступайте в клуб «Эксперт БФТ»!
Участники клуба получают специальные подарки и индивидуальные предложения
Клуб «Эксперт БФТ» в вашем смартфоне!
  • Быстрый доступ ко всем сервисам и разделам клуба
  • Оперативное оповещение о новых материалах