В первой публикации материала, посвящённого вопросам организации работы по обеспечению реализации положений Указа Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», были рассмотрены вопросы, затрагивающие принципы, заложенные в основу единого механизма разработки и реализации национальных проектов, инструменты достижения национальных целей и общий алгоритм построения проектов.
В рамках второй части рассматриваются подходы к реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», реализуемые на уровне Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, включая перечень и сроки разработки соответствующих федеральных программ, а также требования к форматам разработки проектов.
Разработка национального проекта по направлению «Цифровая экономика» в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации (резолюция от 22.05.18 № ДМ-П13-2858) осуществляется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минвостокразвития России и Минкавказу России. В июне текущего года, Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константин Носков, выступая на пленарном заседании «Цифровая экономика: перспективы и тенденции развития», прошедшем в первый день работы Международного IT-Форума, сообщил, что это будет осуществлено путём трансформации программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
14 июня текущего года на уровне Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации проведено совещание, на котором обсуждались, в частности, методические подходы к разработке направлений национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», а также обновлённая структура программы «Цифровая экономика» и сроки подготовки паспорта программы. Представленная на совещании структура национальной программы основывается на задачах из Указа № 204. Каждой из задач сопоставляется федеральный проект (или ряд проектов), определяется ответственное по этому направлению ведомство и соисполнители.
|
Ответственные ФОИВ и организации |
Федеральные проекты национальной программы |
Создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанного на гибком подходе в каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий |
«Нормативное регулирование цифровой среды» |
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
Минэкономразвития, Фонд «Сколково», АНО «Цифровая экономика» |
Создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок |
«Информационная инфраструктура» |
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
ПАО «Ростелеком», АНО «Цифровая экономика» |
Обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики |
«Кадры и образование» |
Минэкономразвития
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Министерство высшего образования и науки, Минтруд, Министерство просвещения, АНО «АСИ», АНО «Цифровая экономика» |
Обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства |
«Информационная безопасность»
| Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
ФСБ, ФСО, ФСТЭК, ПАО «Сбербанк», АНО «ЦКИКТ», АНО «Цифровая экономика» |
Создание сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок |
«Цифровые технологии» |
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
Министерство высшего образования и науки, ГК «Росатом», ГК «Ростех», АНО «Цифровая экономика» |
Внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей |
«Цифровое государство» |
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
Минэкономразвития, АНО «Цифровая экономика» |
Преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство, транспортную и энергетическую инфраструктуру, финансовые услуги, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений |
«Цифровое здравоохранение» (по этому направлению указом №204 предусмотрен отдельный национальный проект) |
Минздрав
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, АНО «Цифровая экономика»
|
«Цифровое образование» (по этому направлению указом №204 предусмотрен отдельный национальный проект) |
Министерство просвещения
Министерство высшего образования и науки, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, АНО «Цифровая экономика»
|
«Цифровая промышленность» |
Минпромторг
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, АНО «Цифровая экономика»
|
«Цифровое сельское хозяйство» |
Минсельхоз
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, АНО «Цифровая экономика»
|
«Цифровое строительство» |
Минстрой
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, АНО «Цифровая экономика»
|
«Цифровой город» (по этому направлению указом №204 предусмотрен отдельный национальный проект) |
Минстрой
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, АНО «Цифровая экономика»
|
«Цифровой транспорт и логистика» (по этому направлению указом №204 предусмотрен отдельный национальный проект) |
Минтранс
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, АНО «Цифровая экономика»
|
«Цифровая энергетика» |
Минэнерго
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, АНО «Цифровая экономика»
|
«Цифровые финансы» |
Минфин
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, АНО «Цифровая экономика»
|
Cоздание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей в себя венчурное финансирование и иные институты развития |
«Цифровые проекты» |
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
Минэкономразвития, Минфин, АНО «Цифровая экономика» |
Разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств-членов ЕАЭС при реализации планов в области развития цифровой экономики |
«Цифровой ЕАЭС» |
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
Минэкономразвития, МИД, АНО «Цифровая экономика» |
Основные этапы разработки национальной программы определены поручением заместителя председателя Правительства Российской Федерации Максима Акимова от 9 июня 2018 г.:
- 14 июня — определить должностных лиц (не ниже заместителя руководителя ведомства), ответственных за реализацию федеральных проектов;
- 18 июня — представить в правительство сводную информацию об основных параметрах национальной программы;
- 29 июня — предложения по динамике значений целевых показателей, задачам, промежуточным и конечным контрольным точкам (вехам), определению источников и параметров финансирования (в том числе из бюджетов субъектов Российской Федерации), разработке трехлетних детальных планов (проект паспорта национальной программы);
- 15 августа — проект паспорта национальной программы и паспорта федеральных проектов, реализующих задачи пункта 11 Указа;
- 1 октября — проект паспорта национальной программы, паспорта федеральных проектов национальной программы и трёхлетних планов мероприятий по их реализации.
На совещании были определены принципы разработки национальной программы:
- формирование рабочих групп при ФОИВ, возглавляемых ответственным заместителем министра, с участием представителей бизнес-сообщества, проектного офиса и АНО «Цифровая экономика»;
- определение целей, целевых показателей, задач, ожидаемых результатов, контрольных точек и мероприятий федеральных проектов;
- определение потребностей в бюджетном финансировании и подготовка ФЭО для бюджетных заявок по ключевым мероприятиям 2018-2019 гг.;
- включение в планы мероприятий федеральных проектов всех задач отраслевой цифровизации — финансовую поддержку в рамках национальной программы получают прорывные «пилотные» проекты и инициативы, направленные на создание конечных сервисов и достижение конечных эффектов для бизнеса и граждан;
- установление строгих ресурсных ограничений в планах мероприятий по федеральным проектам:
- две контрольных точки на ожидаемый результат в год;
- одно-два мероприятия на одну контрольную точку;
- не более 30 мероприятий в плане федерального проекта в год;
- не более трёх-пяти мероприятий, реализуемых одним подразделением ФОИВ параллельно.
Также был составлен план-график рассмотрения и согласования предложений по всем направлениям для формирования паспорта национальной программы, предполагающий, что
все 17 федеральных проектов должны быть представлены и согласованы до 22 июня.
ФОРМАТ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ
Методическими указаниями утверждены формы для разработки национальных и федеральных проектов. Они включают такие регистры как:
- паспорт национального проекта/программы (приложение №1),
- паспорт федерального проекта (приложение №3),
- дополнительные и обосновывающие материалы (приложения № 2 и № 4, соответственно).
Если рассматривать структуру
паспорта национального проекта в целом, то формально, помимо отражения базовых параметров, он представляет собой свод федеральных проектов, цели и показатели которых направлены на достижение целей, целевых показателей и результатов национальных проектов.
В качестве дополнительных и обосновывающих материалов НП учитывается минимальный набор данных:
- методика расчёта целей, целевых и дополнительных показателей национального проекта, в т.ч. базовые показатели, источник данных, ответственный за сбор данных, уровень агрегирования информации, срок и периодичность представления;
- цели, значения целевых и дополнительных показателей национального проекта, в т.ч. базовых значений и значений, определённых по годам в двух сценариях реализации (с учётом национального проекта и без его учёта);
- показатели оценки федеральных проектов с точки зрения вклада в достижение цели, целевого показателя национального проекта, в т.ч. в части объёма бюджетных ассигнований и влияния на достижение целей и целевых показателей (рейтинг).
Состав
паспорта федерального проекта несколько шире. К его основным особенностям можно отнести обязанность включения данных о:
- связи с государственными программами Российской Федерации;
- дате достижения 1-2 показателей на конец реализации федерального проекта;
- плане мероприятий по реализации федерального проекта;
- показателях федерального проекта в разрезе субъектов Российской Федерации с градацией по федеральным округам и детализацией от базового значения до планируемых значений на весь период реализации федерального проекта.
Перечень дополнительных и обосновывающих данных к паспорту федерального проекта включает:
- краткое описание бизнес-модели функционирования результатов федерального проекта после передачи их в эксплуатацию, обоснование работоспособности планируемых к получению результатов, а также их способности и достаточности для достижения цели и показателей;
- методику расчёта показателей федерального проекта;
- сводные данные о финансовом обеспечении реализации мероприятий федерального проекта, включая сведения о коде бюджетной классификации, объёме финансового обеспечения по годам реализации в разрезе источников (федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, внебюджетные источники (при этом, в случае выделения межбюджетных трансфертов, сведения о них выделяются отдельно));
- данные о финансовом обеспечении реализации федерального проекта по субъектам Российской Федерации, всего и по годам реализации.
Как уже отмечалось выше, достижение целей, целевых показателей и решение задач национального проекта обеспечивается путём исполнения сводного плана мероприятий, состоящего из планов мероприятий по реализации федеральных проектов.
В ходе обсуждения на уровне Правительства Российской Федерации организации работы по разработке и реализации национальных проектов неоднократно подчёркивалось, что национальные проекты должны финансироваться приоритетно – именно потому, что это и есть приоритеты, то есть в первую очередь. Чтобы обеспечить эту задачу, вся проектная деятельность будет увязана с бюджетным циклом. Планы мероприятий федеральных проектов будут разрабатываться на три года – очередной финансовый год и плановый период, объединяться в сводный план национального проекта и ежегодно уточняться с учётом финансового обеспечения, тем самым обеспечивая «скользящее» планирование, синхронизированное с бюджетным циклом.
В отношении региональных проектов каких-либо рекомендаций в части их структуры, форм и содержания Методические указания требований не содержат, однако, учитывая общие подходы к организации и последующему контролю за реализацией НП/ФП, на наш взгляд, при формировании региональных проектов целесообразно придерживаться принципов, аналогичных тем, что установлены для НП/ФП. По крайней мере, однозначным является то, что в паспортах и иных документах, формируемых на региональном уровне, должны быть отражены те параметры, которые включены в федеральные проекты в части соответствующего субъекта Российской Федерации.
Продолжение следует
___________________________________________________________________
В рамках Блока 3 Вы сможете ознакомиться с принципами организации предстоящей работы по реализации национальных проектов, особенностями контроля их реализации, а также предложениями Компании БФТ по обеспечению реализации Указа № 204 на региональном уровне.