Реализация национальных проектов: общие цели, общие задачи
Реализация национальных проектов: общие цели, общие задачи

Автор

Елена Зенцова,

Заместитель директора ДМАиК

Время чтения: 5 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

Эксперт БФТ Елена Зенцова

В рамках информационного проекта «Эксперт БФТ» мы начинаем публикацию серии материалов, посвящённых вопросам организации работы по обеспечению реализации положений Указа Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Еженедельно, в течении ближайшего месяца, в рубрике «Экспертные материалы» Вы сможете знакомиться с материалами, содержащими описание и общие рекомендации по следующим направлениям:

  • подходы к разработке инструментов достижения национальных целей;
  • характеристика и особенности общего алгоритма построения проектов;
  • подходы к реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», используемые на уровне Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
  • форматы разработки проектов;
  • принципы организации работы по достижению национальных целей;
  • особенности контроля реализации национальных проектов.

В рамках Блока 1 рассматриваются вопросы, затрагивающие принципы, заложенные в основу единого механизма разработки и реализации национальных проектов, инструменты достижения национальных целей и общий алгоритм построения проектов.

4 июня 2018 года Председателем Правительства Российской Федерации утверждены методические указания по разработке национальных проектов (программ) № 4072п-П6 (далее – Методические указания), содержащие описание подходов к реализации положений Указа Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ № 204).

Несмотря на то, что за последние два года были разработаны и запущены приоритетные проекты и программы, началась и осуществляется активная работа по их исполнению, новые задачи требуют переформатирования ряда позиций, внедрения новых механизмов работы и обновления подходов к проектной деятельности. Это обусловлено тем, что в рамках исполнения Указа № 204 предстоит разработать целый ряд новых документов, охватывающих все самые важные направления развития нашей страны – и в экономике, и в социальной сфере.

Методическими указаниями установлены единые для всех уровней власти методы, способствующие наиболее эффективной организации работы по национальным проектам, основанные на декомпозиции целей и задач на управляемые элементы, и применении принципов проектного управления.

ИНСТРУМЕНТЫ ДОСТИЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ

В целях реализации положений Указа № 204 Методическими указаниями предусматривается формирование трёх видов проектов:
  • национальные проекты (НП);
  • федеральные проекты (ФП);
  • региональные проекты (РП).
При формировании национальных проектов применительно к соответствующей сфере/направлению осуществляется детализация задач Указа № 204 до результатов, определяются контрольные точки, подтверждающие получение результатов национального проекта, планируются мероприятия, в совокупности обеспечивающие получение результатов национального проекта, а также необходимый объем ресурсов, закрепляется ответственность должностных лиц за реализацию национального проекта в целом. При этом достижение целей, целевых показателей и решение задач национального проекта обеспечивается путём исполнения сводного плана мероприятий по реализации национального проекта, состоящего из планов мероприятий по реализации федеральных проектов.

Соответственно разработка федеральных проектов предусматривает дальнейшую детализацию целей, целевых показателей национальных проектов. В свою очередь, региональные проекты, сформированные в субъектах Российской Федерации, должны быть направлены на реализацию национальных и федеральных проектов и достижение соответствующих целей и показателей. Схема, характеризующая иерархию проектов, приведена на рисунке 1.

Иерархия проектов, подлежащих разработке в целях реализации  национальных проектов (программ)

Рисунок 1 — Иерархия проектов, подлежащих разработке в целях реализации национальных проектов (программ)

Следует отметить, что Методические указания не содержат требований/рекомендаций об обязательности формирования субъектами Российской Федерации планов мероприятий по реализации региональных проектов и (или) обеспечения взаимоувязки планов мероприятий, формируемых федеральными органами исполнительной власти (далее – ФОИВ) в целях реализации федеральных проектов, с соответствующими региональными документами. Вместе с тем, представляется, что при разработке на уровне региона мер, направленных на обеспечение реализации региональных проектов, определённая координация должна быть осуществлена.

В документе отсутствуют и прямые рекомендации в отношении обязательности формирования аналогичных проектов на муниципальном уровне. Однако, положение о том, что при необходимости на уровне органов местного самоуправления закрепляется персональная ответственность за выполнение региональных проектов, на наш взгляд, свидетельствует о том, что это допускается и, кроме того, логично и в целом соответствует принципам целеполагания.

ОБЩИЙ АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТОВ

Целевые показатели, определённые Указом № 204, должны быть последовательно детализированы и закреплены соответствующими органами власти в национальных, федеральных и региональных проектах. Одновременно, в случае, если в формулировке цели отсутствует целевой показатель, определяются дополнительные показатели и задачи, позволяющие однозначно оценить достижение цели национального проекта.

Следует отметить, что такой подход уже знаком специалистам, ранее принимающим участие во внедрении программно-целевых принципов управления и разработке государственных (муниципальных) программ на основе подходов, рекомендуемых Минфином России. Принципы и подходы, по сути, аналогичны, это:
  • иерархический принцип построения системы целеполагания (принцип каскадирования);
  • показатели конечного (НП/ФП/РП) и непосредственного результата (Планы мероприятий по реализации проектов);
  • наличие ответственного за достижение результата на каждом уровне системы целеполагания.
Общий алгоритм построения проектов (с отражением основных параметров по направлению «Цифровая экономика») приведён на рисунке 2.

Иерархия проектов, подлежащих разработке в целях реализации  национальных проектов (программ)

Рисунок 2 — Общий алгоритм построения проектов (с отражением основных параметров по направлению «Цифровая экономика»)

Сроки проведения и представления результатов работ обозначены в перечне поручений Председателя Правительства Российской Федерации (резолюция от 22 мая 2018 года № ДМ-П13-2858), согласно которым федеральные ведомства должны:

— представить в правительство предложения по динамике значений целевых показателей реализации нацпроектов, уточнению перечня задач, определение источников и параметров финансирования с учётом разграничения полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации в срок - до 29 июня;

— обеспечить разработку (или доработку) соответствующих национальных проектов (программ) и представить их в правительство в срок - до 15 августа;

— обеспечить разработку проектов планов мероприятий по их реализации и представить их в правительство в срок – до 1 октября 2018 года.

Разработка соответствующих национальных проектов (программ) и планов мероприятий по их реализации должна осуществляться путём взаимодействия ФОИВ с Минэкономразвития России, Минфином России, Минвостокразвития России, Минкавказа России, Федеральным проектным, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, должна быть произведена работа по интеграции национальных проектов (программ) и приоритетных проектов (программ) в государственные программы Российской Федерации. Данное поручение дано Минэкономразвития России, Минфину России и Федеральному проектному офису с одновременным указанием о том, что в основу должен быть заложен принцип формирования единого документа стратегического и бюджетного планирования.

Таким образом, за этот период все документы стратегического планирования, включая Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, будут полностью трансформированы в целях обеспечения достижения национальных целей развития Российской Федерации, определённых Указом № 204.

Продолжение следует
___________________________________________________________________
В рамках Блока 2 Вы сможете ознакомиться с подходами к реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», реализуемыми на уровне Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, перечне и сроками разработки соответствующих федеральных программ, а также требованиями к форматам разработки проектов.
Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями
Вступайте в клуб «Эксперт БФТ»!
Участники клуба получают специальные подарки и индивидуальные предложения
Клуб «Эксперт БФТ» в вашем смартфоне!
  • Быстрый доступ ко всем сервисам и разделам клуба
  • Оперативное оповещение о новых материалах