Учет и контроль имущества в бюджетных учреждениях
Учет и контроль имущества в бюджетных учреждениях

Автор

Юлия Кулагина,

Ведущий консультант Департамента развития комплексных решений Компании БФТ

Время чтения: 4 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

Эксперт БФТ Дмитрий Гарин

Достаточно часто бюджетные учреждения обращаются к собственнику с потребностью о наделении их дорогостоящим имуществом либо собственник по своей инициативе безвозмездно передает нефинансовые активы. Однако далеко не всегда удается определить, насколько объективна потребность организаций в запрашиваемом имуществе и насколько эффективно используются нефинансовые активы, которые уже есть у учреждений. Юлия Кулагина, ведущий консультант Департамента развития комплексных решений Компании БФТ, рассказывает как решить вопрос эффективной организации учета имущества.


Проведение анализа эффективности использования основных средств государственными (муниципальными) учреждениями – один из действенных механизмов повышения экономической составляющей деятельности таких организаций. Достаточно часто бюджетные учреждения обращаются к собственнику с потребностью о наделении их дорогостоящим имуществом либо собственник по своей инициативе безвозмездно передает нефинансовые активы. Однако далеко не всегда удается определить, насколько объективна потребность организаций в запрашиваемом имуществе и насколько эффективно используются нефинансовые активы, которые уже есть у учреждений, а также соразмерны ли будут в дальнейшем расходы на содержание имущества с тем полезным результатом, который предполагается получить от его использования.

КАК УЧРЕЖДЕНИЕ МОЖЕТ РАСПОРЯЖАТЬСЯ ИМУЩЕСТВОМ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ
По установленному порядку имущество государственных (муниципальных) учреждений закрепляется собственником за организациями на праве оперативного управления. Собственником имущества учреждения является:
  • Российская Федерация (далее – РФ)
  • субъект РФ и муниципальные образования.
Существующее на сегодняшний день законодательство существенно ограничивает права перечисленных собственников.

Так, в большинстве случаев государственные (муниципальные) учреждения вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, без согласования собственником за исключением случаев:
  • распоряжения особо ценным движимым и недвижимым имуществом, закрепленным за ними собственником;
  • приобретенным государственными (муниципальными) учреждениями движимым и недвижимым имуществом за счет выделенных собственником, для таких целей средств.
Всем остальным имуществом, находящимся на праве оперативного управления, в том числе приобретённым за счет собственных доходов, государственные (муниципальные) учреждения вправе распоряжаться самостоятельно. Исключение составляют казенные учреждения, которые не вправе отчуждать либо распоряжаться имуществом без согласия собственника.

Расширенный перечень полномочий, которыми наделены государственные (муниципальные) учреждения и их самостоятельная ответственность по принятым обязательствам вызывают потребность в организации со стороны собственника имущества системы контроля за их деятельностью.

КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМУЩЕСТВА: РЕАЛЬНАЯ ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМЫ
Исходя из анализа нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих организацию деятельности, государственными (муниципальными) полномочиями по определению порядка, формы и метода контроля за деятельностью учреждений наделены субъекты РФ и муниципальные образования, которые, в свою очередь, обязаны закрепить перечисленные требования нормативно.

Однако в виду отсутствия методологии единого подхода к определению требований по контролю за деятельностью государственными (муниципальными) учреждениями на региональном и муниципальном уровнях очень часто как у органов, осуществляющих контроль, так и у проверяемых возникают множественные вопросы. Среди наиболее частых вопросов:
  • как осуществлять контроль и что именно следует контролировать в деятельности учреждений;
  • какими критериями необходимо руководствоваться при определении нарушений.
В связи с чем, между участниками процесса контроля за использованием имущества возникает большое количество разногласий, которое разрешается в большинстве случаев в судебном порядке. Это свидетельствует о наличии явной потребности в закреплении на федеральном уровне методики осуществления контроля за использованием имущества, что позволит оптимизировать соответствующие процедуры.

Из наиболее часто встречающихся нарушений, которые допускаются государственными (муниципальными) учреждениями, можно выделить следующие:
  • несоблюдение порядка распоряжением имущества;
  • нарушения порядка списания имущества;
  • нарушения порядка использования земельных участков, находящихся в аренде или пользовании учреждения;
  • необеспечение сохранности государственной (муниципальной) собственности;
  • неэффективное использование имущества;
  • нарушения, связанные с ремонтом и реконструкцией объектов имущества;
  • нарушения бухгалтерского учета поступления и выбытия имущества.
Из перечисленного перечня хотелось бы более подробно остановиться на таком виде нарушений, как неэффективное использование имущества. Данный термин вызывает массу вопросов у всех участников контроля, поскольку на законодательном уровне не дано определения понятию «неэффективное использования имущества». Очень часто органы, осуществляющие контроль, приравнивают понятия «неэффективно используемое имущество» и «длительно неиспользуемое имущество». Отсутствие установленных критериев эффективности управления имуществом, отсутствие измеримых критериев оценки, справедливости (сведению к минимуму субъективных подходов к оценке), реализуемости, регулярности, также порождает массу противоречий. В целях разрешения существующих противоречий необходимо уточнение законодательной базы на федеральном уровне.

ДЛЯ УЧЕТА ИМУЩЕСТВА ЕСТЬ РЕШЕНИЕ!
Решение таких вопросов, как эффективная организация учета имущества, контроля за его использованием возможно уже сейчас за счет создания комплексной системы учета, включающей наличие методологической основы в виде соответствующих ведомственных локальных актов и внедрение соответствующих информационных систем.

Компания БФТ предлагает:
  • услуги по методологической поддержке органов власти всех уровней, организаций, учреждений по созданию эффективной работы по использованию земельно-имущественного ресурса;
  • программное решение SAUMI-WEB – автоматизированную систему учета государственной и муниципальной собственностью, обеспечивающей повышение эффективности и качества управления земельно-имущественным комплексом.
Получить более подробную информацию по подходу Компании БФТ к учету и контролю имущества в бюджетных учреждениях Вы можете, обратившись в Департамент регионального развития Компании БФТ:

е-mail: bft@bftcom.com
тел./факс: (495)784-70-00

Вы таже можете направить все интересующие Вас вопросы Эксперту БФТ:



Последние статьи автора

Новые подходы к порядку проведения инвентаризации имущества

Эффективная оценка управления имуществом – миф или реальность?

27 сентября 2016

Понравилась статья? Поделитесь!

Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями
Вступайте в клуб «Эксперт БФТ»!
Участники клуба получают специальные подарки и индивидуальные предложения
Клуб «Эксперт БФТ» в вашем смартфоне!
  • Быстрый доступ ко всем сервисам и разделам клуба
  • Оперативное оповещение о новых материалах