А вы готовы к переходу на проектное управление?

Автор

Илья Моисеев,

Ведущий консультант Департамента развития комплексных решений Компании БФТ

Время чтения: 7 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

Эксперт БФТ Дмитрий Гарин

Проектное управление в государственном секторе уже перестало считаться новой парадигмой управления, теперь можно с уверенностью сказать, что управление проектами – очередной важный этап формирования культуры управления в госорганах. О подходах и предложениях по внедрению проектного управления рассказывает наш эксперт – ведущий консультант Департамента развития комплексных решений Компании БФТ Илья Моисеев.


ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - ЧАСТЬ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА?

В предыдущей публикации мы говорили о том, что уже немало сделано для перехода на проектное управление в государственном секторе: 
  • а федеральном уровне подготовлена методологическая и правовая основа, созданы соответствующие организационные структуры, реализуются первые приоритетные проекты,
  • на уровне субъектов РФ осуществляется внедрение проектного управления, как в масштабе отдельных органов государственной власти, так и в масштабе региона. 
Более того, начата реализация положений «Основных направлений бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», утвержденных Министерством финансов Российской Федерации, предполагающих использование в бюджетном процессе проектных механизмов. 22 марта 2017 г. Президиумом Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам (далее – Президиум Совета) принято важное решение - поддержать предлагаемые меры по применению механизмов проектного управления при формировании и реализации государственных программ РФ, а именно:

  • определить следующие пилотные госпрограммы для перевода на механизмы проектного управления с 2018 года с выделением в их составе проектов, реализуемых в соответствии с требованиями по организации проектной деятельности: «Развитие образования» на 2013–2020 годы, «Развитие здравоохранения», «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», «Развитие транспортной системы» и Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы;
  • установить особый порядок формирования, реализации и оценки эффективности в отношении пилотных госпрограмм с учётом новых требований по организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации; 
  • оформлять все инициативы проектного типа, предполагающие дополнительное финансирование из федерального бюджета с 2018 года и не связанных с изменением параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации или иными внешними факторами влияния на стоимость расходного обязательства, в формате проектов в соответствии с установленными требованиями по организации проектной деятельности и с указанием источников их финансирования.
Также были одобрены основные подходы по дальнейшему развитию проектной деятельности при формировании и реализации государственных программ, включая:

  • модернизацию механизма госпрограмм, с учётом опыта реализации пилотных госпрограмм, а именно:
  • определение ограниченного набора основных целей деятельности Правительства Российской Федерации,
  • выявление соответствующих параметров для расчёта оценки приоритетности проектов (программ) и ключевых показателей эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти (далее – КПЭ) и их руководителей, в том числе для целей формирования ведомственных проектов и программ;
  • сокращение числа формируемых поручений за счёт перехода к управлению на основе планов проектов (программ), регламентов процессов и ключевых показателей эффективности;
  • установление правил отнесения проектов к приоритетным или ведомственным, в том числе исходя из их социально-экономического и бюджетного эффекта;
  • отработку в пилотном режиме и последующее внедрение показавших свою эффективность передовых практик проектного взаимодействия;
  • совершенствование деятельности кадровых служб федеральных органов исполнительной власти в части: o развития проектных компетенций федеральных государственных служащих, o привязки системы стимулирования к эффективности и результативности деятельности госслужащих. 
Таким образом, становится очевидным, что план мероприятий по интеграции программно-целевых методов управления и инструментария проектного управления фактически утвержден, и в скором будущем, вполне возможно, нас ждет следующий этап внедрения проектного управления в госсекторе – переход от «программного» бюджета к «проектному». 

Поэтому представляется целесообразным предусмотреть на субфедеральном уровне план действий по обеспечению трансформации сложившихся подходов к бюджетированию и формированию программ с учетом федерального опыта, преломленного через призму территориальных особенностей администрирования. При этом рекомендуется начать рассмотрение данного вопроса уже сейчас, дабы не оказаться поставленными в известность о необходимости создания условий для перехода к «проектному» бюджету в сжатые сроки. Кроме этого, хотелось бы напомнить, что Правительством РФ предполагается внедрение системы рейтингования и стимулирования регионов в части эффективности применения инструментов проектного менеджмента, поэтому затягивать с вопросом внедрения проектного управления тем более нецелесообразно. 


ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ЧТО ИЗМЕНИТСЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ?

В рамках вышеупомянутых решений Президиума Совета были даны поручения Минэкономразвития России и Минфину России подготовить предложения:

  • по внесению изменений в Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в части усиления единства системы стратегического планирования и закрепления проектной деятельности как формы организации работы по достижению стратегических целей;
  • по совершенствованию бюджетного законодательства в части определения особенностей финансового обеспечения проектной деятельности, включая внедрение:
Итак, в ближайшее время должна быть пересмотрена структура пяти государственных программ Российской Федерации: «Развитие образования» на 2013–2020 годы, «Развитие здравоохранения», «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», «Развитие транспортной системы» и Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы. Чего стоит ждать:

  • корректировка порядка формирования, реализации программ и оценки их эффективности;
  • изменение бюджетной классификации (по сведениям представителей Минфина России).
В настоящий момент данные вопросы находятся в стадии обсуждения, предлагаются различные варианты интеграции проектных механизмов с государственными программами и однозначного решения ещё не принято. 

РЕКОНСТРУКЦИЯ ГОСПРОГРАММ: КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ВАРИАНТЫ?

Одним из обсуждаемых в настоящий момент вариантов является разделение государственных программ на проектную и процессную части. Предполагается, что в госпрограммах будут выделены цели, которых будет не более пяти, и каждая цель, в свою очередь, будет поделена на проектную и процессную части. Представляется, что данный вариант предполагает глобальный пересмотр системы целеполагания государственных программ с достаточно серьёзным масштабированием «дерева» целеполагания, ведь по факту каждая из частей госпрограммы (проектной или процессной) будет декомпозирована на собственные задачи либо каждая из частей госпрограммы будет структурирована неким особенным способом. Например:


  1.  Подпрограммы будут состоять из процессной части (и процессных мероприятий) и проектной части (и проектных мероприятий в рамках проектов).
  2. Две самостоятельные части будут состоять из подпрограмм.
  3. Подпрограммы вообще могут исключить из структуры госпрограммы.
Иным вариантом является включение проекта как самостоятельной единицы в существующую иерархию.


Последнее предположение подкрепляется проектом Методических указаний по разработке, реализации и оценки эффективности государственных программ субъектов Российской Федерации: проект предусматривается включать в госпрограмму как отдельный элемент уровня основного мероприятия без глобальных корректировок «дерева» целеполагания. Так, мы можем это увидеть на примере представленных ниже таблиц. 


Таблица 1 «Информация о финансовом обеспечении реализации основных мероприятий и/или проектов (программ) подпрограмм государственной программы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда» 

exp-table1.png

Таблица 2 «План реализации государственной программы на очередной финансовый год и плановый период»

exp-table2.png

Также в настоящий момент происходит обсуждение вопросов корректировки процессов утверждения и внесения изменений в госпрограмму. Схематично предлагаемый Минфином России вариант представлен ниже на Рисунке 1. Постановлением Правительства РФ, в настоящее время утверждающим госпрограмму, предполагается утверждать только Паспорт госпрограммы (видимо, в расширенном по сравнению с текущим форматом виде), а остальные документы будут утверждаться иными органами власти либо отдельным постановлением (распоряжением) Правительства РФ. Хотелось бы обратить внимание на то, что паспорта ведомственных и межведомственных проектов предполагается утверждать не правовыми актами органов власти, ответственных за реализацию проекта, а актом ответственного исполнителя государственной программы, с целью минимизировать возможные конфликты между органами власти при согласовании межведомственных проектов. Однако, на наш взгляд, данный подход, во-первых, противоречит существующей методологии проектного управления, закрепленной в документах Правительства РФ, и, во-вторых, может привести к еще большему количеству конфликтов.


В данном случае представляется рациональным рассмотреть возможность использования портфеля проектов в качестве инструмента решения таких проблем. В случае наличия в связанных проектах необходимости межведомственного взаимодействия предлагается объединить указанные проекты в портфель, и осуществлять управление им специальным коллегиальным органом – Комитетом по управлению портфелем проектов, согласно Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 54870-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. N 1583-ст) . 

В состав данного Комитета могут входить не только представители органов, в чьем ведении находится проект, но и представители финансового, экономического, при необходимости – отраслевого или имущественного органа власти, заинтересованного в результатах проекта, а также специализированного органа, курирующего внедрение проектного управления в регионе. В таком случае количество конфликтов на почве «двойного подчинения» должно сократиться. Однако пока включение портфеля проектов в состав госпрограммы, по имеющейся информации, не рассматривается. 

Рисунок 1. Уточнение формата госпрограмм

expert__img1.png

Повторюсь, что выше представленные варианты находятся еще в стадии обсуждения, как и вопросы относительно изменения бюджетной классификации. Очевидно одно: уже сделаны серьёзные масштабные шаги по интеграции инструментов проектного управления с процедурами и инструментарием бюджетного процесса, «программного бюджета» не только на федеральном, но и на региональном уровне. Причем не только в части методологической базы, но и автоматизации. 

В связи с этим рекомендуем подходить к внедрению проектного управления вдумчиво, учитывать сложившуюся практику бюджетирования, и предусмотреть вариативность интеграции инструментов проектного менеджмента с бюджетным процессом. 

Дополнительную информацию Вы можете получить, обратившись в Департамент по развитию государственных и корпоративных проектов Компании БФТ:

е-mail: bft@bftcom.com 

тел./факс:(495)784-70-00

20.06.2017

 


Последние статьи автора

Ранжирование проектов – залог эффективного использования средств

Проектное управление в госпрограммах – дан старт

20 июня 2017

Понравилась статья? Поделитесь!

Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями
Вступайте в клуб «Эксперт БФТ»!
Участники клуба получают специальные подарки и индивидуальные предложения
Клуб «Эксперт БФТ» в вашем смартфоне!
  • Быстрый доступ ко всем сервисам и разделам клуба
  • Оперативное оповещение о новых материалах