Качественное и своевременное методологическое и информационное обеспечение процесса апробации норм государственного (муниципального) социального заказа – залог достоверности полученных данных и успешности эксперимента
Качественное и своевременное методологическое и информационное обеспечение процесса апробации норм государственного (муниципального) социального заказа – залог достоверности полученных данных и успешности эксперимента

Автор

Альмира Базеева,

Ведущий консультант ДМАиК

Время чтения: 17 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

Нормы Федерального закона от 13.07.2020г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (далее-Закон № 189-ФЗ) обязывают «пилотные» регионы не только обеспечить своевременное методологическое сопровождение процесса внедрения новых механизмов, но и обеспечить обмен электронными документами между уполномоченными органами, потребителями услуг, исполнителями услуг, участниками отбора исполнителей услуг, иными юридическими лицами и физическими лицами.

 

С начала текущего года «пилотные» учреждения вступили в апробационный период реализации норм государственного (муниципального) социального заказа. В целях обеспечения корректности и «чистоты» данных, которые будут свидетельствовать об успешности проведенного эксперимента и, соответственно целесообразности его дальнейшего распространения, регионам необходимо своевременно следовать мероприятиям разработанных и утвержденных дорожных карт:

ЭТАПЫ АПРОБАЦИИ

  1. Определение объемов социальных гарантий.

1.1. формирование рабочей группы.

1.2. формирование, утверждение и публикация социального заказа.

1.3. определение услуг для апробации.

1.4. информационное обеспечение.

  1. Определение целевых показателей.

2.1.включение общественных организаций в рабочую группу.

2.2.коммуникационное обеспечение.

2.3.анализ текущего состояния направления деятельности.

  1. Использование новых способов организации оказания государственных (муниципальных) услуг.

3.1. принятие нормативных актов.

3.2. расчет нормативных затрат.

3.3.развитие информационного обеспечения.

3.4.заключение соглашений.

  1. Мониторинг оказания государственных (муниципальных) услуг.

4.1. принятие нормативных актов.

4.2. определение контрольных точек.

4.3. интерпретация полученных данных.

4.4. публичное обсуждение отчетов.

  1. Контроль достижения целевых показателей.

Первый этап реализации закона о социальном заказе касается отладки механизмов с планированием бюджета, с планированием натуральных показателей и доведением этих данных до заинтересованных сторон.

Здесь можно выделить три наиболее значимых направления деятельности пилотных регионов.

  1. Гармонизация нормативных затрат, которые теперь должны будут использоваться для определения размера субсидии как государственным (муниципальным) учреждениям, так и негосударственным исполнителям. В рамках данного направления деятельности необходимо проинвентаризировать состав нормативных затрат по услугам, участвующим в эксперименте, оценить обоснованность размера коэффициентов, применяемых для расчета объема субсидии на выполнение задания, оценить затраты на содержание имущества, особенно того, которое не задействовано в процессе оказания услуг государственными (муниципальными) учреждениями.
  2. Определение нормативных затрат для казенных учреждений, участвующих в социальном заказе для сфер непосредственной апробации норм социального заказа. Этот инструмент много лет применялся для услуг, оказываемых бюджетными и автономными учреждениями. Для казенных учреждений решение о том, рассчитывать ли нормативные затраты на услуги и доводить государственное (муниципальное) задание либо определять общую сумму расходов и доводить  сметой - принимал орган-учредитель.

В настоящее время основное количество казенных учреждений работает по смете, однако нормы социального заказа вводят равный статус нормативных затрат для учреждений всех форм собственности и типов.

  1. Цифровизация процессов в сфере государственного управления. Теперь, наряду с прочими обязанностями «пилотных» регионов по доработке методологической базы сферы внедрения норм социального заказа, необходимо проинвентаризировать используемые информационные системы на предмет необходимой их доработки и обеспечения увязки процесса формирования государственного заказа и бюджетного процесса.

На федеральном уровне в конце 2020 года и в начале текущего издано значительное количество нормативно-правовых актов федерального уровня в развитие норм Федерального закона № 189-ФЗ, краткое содержание наиболее значимых, на наш взгляд,  отражены в Таблице 1.

Таким образом,  пилотным регионам предстоит оперативно провести трудоемкую методологическую работу в части адаптации указанных  норм под специфику услуг, выбранных для пилотирования норм социального заказа. На рисунке 1 приведен перечень пилотных регионов с указанием направлений реализации Закона № 189-ФЗ.

 

Рисунок 1 - Перечень пилотных регионов с указанием направлений реализации Закона № 189-ФЗ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Орган исполнительной власти, которому доводятся ассигнования не только на исполнение социального заказа, но и по всем остальным мероприятиям, должен иметь возможность оперативно  отслеживать и контролировать информацию о ходе исполнения бюджета в части реализации социальных гарантий. Теперь этот контроль возможен не только с точки зрения объема финансового обеспечения, но и с точки зрения исполнения по натуральным показателям.

Информационное обеспечение процесса внедрения социального заказа пилотными регионами должно фиксироваться в региональных актах, основанием разработки которых, помимо самого Закона № 189-ФЗ, являются следующие нормативно-правовые акты федерального уровня:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.2020 г. № 1678 «Об утверждении общих требований к принятию решений органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) об организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.10.2020 г. № 1694 «Об утверждении примерной формы государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, примерной структуры государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и общих требований к форме отчета об исполнении государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».

РЕШЕНИЕ РЕГИОНА О ПРОВЕДЕНИИ ПИЛОТНОЙ АПРОБАЦИИ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКАЗА – ПЕРВЫЕ АКТЫ, ФИКСИРУЮЩИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ, В КОТОРЫХ БУДУТ ФОРМИРОВАТЬСЯ ДАННЫЕ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ЗАКАЗУ, И ТОЛЬКО С ЭТИМИ ДАННЫМИ НЕОБХОДИМО РАБОТАТЬ НА ПРОТЯЖЕНИИ 4 ЛЕТ АПРОБАЦИИ.

Для тех регионов, которые определились с информационными системами, основной задачей является обеспечение обмена документами между участниками пилотной апробации в электронном формате, то есть с использованием электронных документов.

Исходя из этого, первыми, кому пришлось столкнуться с процессом цифровизации деятельности в рамках реализации социального заказа стали органы исполнительной власти структуры государственного управления (финансовые органы и органы, которые в целом ответственны за цифровизацию в регионе).

ПРИМЕР КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ – ЛИДЕРА В ЧАСТИ АПРОБАЦИИ НОРМ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА

Рассмотрим на примере Красноярского края процесс пошаговой цифровизации деятельности в период апробации.

Отметим, что данным пилотным регионов были выбраны следующие направления деятельности для апробации (см. выше рисунок № 1 - Перечень сфер, определенных» пилотными регионами):

  1. Социальное обслуживание (Министерство социальной политики Красноярского края).
  2. Содействие занятости населения (Агентство труда и занятости населения Красноярского края).

Готовность Красноярского края по этому направлению деятельности на стартовом этапе была достаточно высока.

НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ УЖЕ БЫЛ СОЗДАН АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ УЧЕТ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ, ЧТО ПОЗВОЛИЛО СВОЕВРЕМЕННО (В НАИБОЛЕЕ КОРОТКИЙ СРОК) МАКСИМАЛЬНО ИНТЕГРИРОВАТЬ ДРУГ В ДРУГА СУЩЕСТВУЮЩИЕ СИСТЕМЫ И РЕАЛИЗОВАТЬ  В ПОСЛЕДУЮЩЕМ СИСТЕМУ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА ЧЕРЕЗ АВТОМАТИЗАЦИЮ  БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

В настоящее время в крае уже использовались в работе государственные информационные системы, которые в последующем будут участвовать в апробации во всех необходимых процессах (см. ниже рисунок № 2. «Существующая модель взаимосвязи информационных систем на примере Красноярского края»):

Данные информационные системы уже синхронизированы между собой; в целях адаптации к нормам социального заказа были выделены реестры только тех услуг, которые выбраны для реализации в рамках социального заказа.

Также в регионе уже были автоматизированы процессы формирования:

  • Регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения (Агентство труда и занятости населения Красноярского края);
  • Регистра получателей социальных услуг (Министерство социальной политики Красноярского края).
  • Реестра поставщиков социальных услуг (Министерство социальной политики Красноярского края).

Наличие таких систем позволило не тратить время и ресурсы на создание новых инструментов, а доработать имеющиеся, которые уже в настоящее время эффективно функционируют.

 

Рисунок  2 -  Существующая модель взаимосвязи информационных систем на примере Красноярского края

Для организации дальнейшей работы был проведен анализ возможностей существующих систем, которые будут принимать участие в сопровождении социального заказа.

Для этого были оценены возможности информационных систем на предмет:

  • формирования социальных заказов;
  • формирования реестров поставщиков услуг и получателей услуг;
  • подписания в электронном виде соглашений;
  • выдачи электронных социальных сертификатов.

В Красноярском крае после проведения масштабного анализа на первом этапе доработки информационных систем было принято решение оперативно дополнить уже имеющийся функционал новым модулем. На рисунке 3 приведена общая характеристика  новых  компонентов существующих ИС  для целей социального заказа».

 

Рисунок  3 - Новые компоненты существующих  ИС  для целей социального заказа на примере Красноярского края

Новый функционал позволяет полностью формировать государственный заказ и реестр социальных заказов на основе тех данных, которые используются для формирования государственных заданий в «АЦК-Планирование».

На 2 этапе автоматизации социального заказа в системе АЦК планируется осуществить доработку функционала  программного обеспечения с целью заключения соглашений с исполнителем услуг в электронном формате по предоставлению социальных услуг гражданам (Рисунок № 4. «Синхронизация ИС для целей социального заказа»). На рисунке 4 приведена модель с учетом синхронизации ИС для целей социального заказа.

 

Рисунок 4  - Модель с учетом синхронизации ИС для целей социального заказа

Итак, на данный момент в Красноярском крае реализовано в рамках формирования социального заказа на оказание государственных услуг, отчетности посредством системы «АЦК-Планирование»:

  • интеграция сведений, содержащихся в государственных заданиях, в целях формирования социального заказа;
  • получение данных для формирования аналитической информации социальных заказов по ГРБС, услугам;
  • возможность получения данных из «АЦК-Планирование» для формирования регионального реестра социальных заказов;
  • формирование отчетности в соответствии с формой отчета исполнения социального заказа.

В дальнейшем, на более поздних сроках апробации внедрения норм социального заказа, планируется полностью исключить обмен документами в бумажном виде и в полном объеме интегрировать государственные информационные системы Красноярского края, используемые в целях социального заказа. На рисунке  5 приведена характеристика процессов, планируемых к информатизации для целей социального заказа до 2022 года включительно.

 

Рисунок  5 - Процессы, планируемые к информатизации для целей социального заказа

Что  планируется автоматизировать на перспективу? Это:

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОГЛАШЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С СОЦИАЛЬНЫМ СЕРТИФИКАТОМ.

1.1. Формирование проекта соглашения;

1.2. Обеспечение возможности заключения соглашения в электронной форме в «АЦК-Финансы»;

1.3. Обеспечение возможность получить сведения о заключенном соглашении в «АЦК-Финансы».

  1. ВЕДЕНИЕ РЕЕСТРОВ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ И ПОЛУЧАТЕЛЕЙ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ ПО СЕРТИФИКАТУ.

2.1. Обеспечение возможности передачи сведений из информационных систем / программных продуктов Уполномоченных органов в «АЦК-Планирование;

2.2. Обеспечение возможности подачи заявления в электронной форме через личный кабинет организации на Региональном портале государственных и муниципальных услуг;

2.3. Обеспечение возможности подачи заявления на исключение из Реестра поставщиков услуг.

  1. ВЫПУСК СОЦИАЛЬНОГО СЕРТИФИКАТА.

3.1. Формирование социального сертификата;

3.2. Обеспечение учета получателей социального сертификата;

3.3. Обмен данными по социальному сертификату в личном кабинете регионального портала государственных услуг (далее-ЛК РПГУ) (получение и направление поставщику).

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА ПОЛУЧАТЕЛЯ УСЛУГ С ИСПОЛНИТЕЛЕМ УСЛУГ.

4.1. Формирование проекта договора;

4.2. Направление договора (заявления о расторжении договора) через ЛК РПГУ;

4.3. Получение уведомления о заключении (расторжении) договора.

ТЩАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, УЖЕ ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В ПИЛОТНЫХ РЕГИОНАХ, ПОЗВОЛИТ В КОРОТКИЕ СРОКИ ИСКЛЮЧИТЬ ОБМЕН ДОКУМЕНТАМИ В БУМАЖНОМ ВИДЕ И В ПОЛНОЙ МЕРЕ ИНТЕГРИРОВАТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ РЕГИОНА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА

Эксперты Компании БФТ рекомендуют органам власти регионального и муниципального уровня, участвующих в процессе апробации такого значимого и перспективного механизма, как оказание услуг в рамках социального заказа, реализовать:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  1. провести самообследование в целях анализа и фиксации сложившейся системы оказания услуг;
  2. определить обоснованные нормативные затраты на услуги казенных учреждений, участвующих в процессе реализации норм социального заказа;
  3. оценить полноту и обоснованность размера нормативных затрат на оказание услуг и корректирующих коэффициентов;
  4. оценить соответствие планируемых к установлению показателей объема (качества) услуг потребностям целевой категории потребителей;
  5. определить возможных исполнителей услуг;
  6. определить целевые показатели и планы их достижения.

Предлагаемый Экспертами Компании БФТ тщательный подход к планированию деятельности в части реализации механизмов социального заказа позволит посредством регулярного мониторинга и последующего социального исследования результатов внедрения получить объективные замеры достижения достоверных результатов.

Однако, наряду с обеспечением своевременного методологического сопровождения процесса внедрения социального заказа, особую важность имеет и информационное обеспечение пилотного региона на всех этапах апробации. Поэтому в целях оперативного обеспечения норм действующего законодательства в части информатизации механизмов социального заказа необходимо гармонизировать:

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  1. произвести оценку функционала существующего информационного обеспечения пилотного региона на предмета возможности оперативного обеспечения внедрения норм социального заказа;
  2. определить реалистичные сроки пошагового исключения бумажного документооборота посредством доработки существующих информационных систем.

Компания БФТ является разработчиком отечественного программного обеспечения, позволяющего расширить уже имеющуюся в пилотном регионе функциональность в целях качественного информационного обеспечения процесса реализации норм социального заказа, так как регионы во исполнение ст.8 Федерального закона № 189-ФЗ от 13.07.2020 года, обязаны обеспечить обмен электронными документами между уполномоченными органами, потребителями услуг, исполнителями услуг, участниками отбора исполнителей услуг, иными юридическими лицами и физическими лицами

По всем вопросам, связанным с  разработкой (экспертизой) нормативных правовых актов, регулирующих вопросы расширения конкурентных способов отбора поставщиков государственных (муниципальных) услуг, расчетом (актуализацией) размеров базовых нормативных затрат и корректирующих коэффициентов на оказание отдельных государственных (муниципальных) услуг, а также по вопросам информатизации Вы можете обращаться к специалистам Компании БФТ: 

question@bftcom.com 
+7 (495) 784-70-00

 

Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями
Вступайте в клуб «Эксперт БФТ»!
Участники клуба получают специальные подарки и индивидуальные предложения
Клуб «Эксперт БФТ» в вашем смартфоне!
  • Быстрый доступ ко всем сервисам и разделам клуба
  • Оперативное оповещение о новых материалах