Отдельные проблемы управления нацпроектами в муниципальных образованиях
Отдельные проблемы управления нацпроектами в муниципальных образованиях

Автор

Айнур Тухватуллин,

Ведущий консультант ДМАиК

Время чтения: 15 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

Несмотря на мобилизацию управленческих и финансовых ресурсов государства на решение проблем, вызванных пандемией, нацпроекты не снимаются с повестки дня. Напротив, сложившаяся обстановка требует усиления координации работ по их исполнению. При этом очевидно, что цели и прочие параметры многих национальных, федеральных и региональных проектов могут быть скорректированы.

Усиление координации требуется, прежде всего, на муниципальном уровне, где наблюдается наибольшее отставание в освоении средств по нацпроектам. К тому же, на уровне муниципалитетов реализуются социально значимые мероприятия в таких сферах, как здравоохранение, градостроительная политика, переселение из ветхого жилого фонда, дорожное строительство, культура, дошкольное, общее и дополнительное образование, физическая культура и спорт и пр. Фактически, вся работа в указанных сферах осуществляется в муниципальных образованиях (МО). Население будет оценивать нацпроекты именно по результативности этих «осязаемых» работ. Что говорит о важности активного участия МО в нацпроектах.

Как отметил Президент страны В. Путин на заседании Совета по развитию местного самоуправления 30 января 2020 года: «Именно на местах «фокусируется» абсолютное большинство национальных проектов, причём роль местного самоуправления в их реализации возрастёт многократно, если будут прочные, действенные контакты между муниципалитетами и гражданским обществом. Национальные проекты воплощаются в жизнь усилиями, талантом, инициативой самих наших людей. Поэтому муниципальной власти нельзя засиживаться в кабинетах. Нужно быть с людьми, обсуждать с ними самые насущные вопросы»[1].

РОЛЬ МО В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ НАЦПРОЕКТАМИ

Согласно материалам Центра проектного менеджмента, который наделен функциями федерального центра компетенций проектного управления, органы местного самоуправления (ОМСУ) могут быть участниками региональных проектов. В зависимости от сложности и масштаба задач, наличия межбюджетных трансфертов (МБТ) от субъекта, в ОМСУ могут реализовываться как муниципальные проекты, так и отдельные мероприятия регионального проекта[2]. Правила работы с муниципальными образованиями должны быть определены на уровне субъектов РФ и учитывать особенности субъекта и его региональных проектов.

С точки зрения Минфина России, формирование муниципальных проектов также не обязательно. С муниципальными образованиями не предусмотрено формирование безденежных соглашений, как это происходит между руководителями федеральных и региональных проектов. Соответственно в подсистему управления национальными проектами ГИИС «Электронный бюджет» они сведения не вносят.

Однако муниципальные образования участвуют в процессах финансирования.

 

Рисунок 1. Финансирование мероприятий нацпроектов из федерального бюджета

На Рис. 1 представлена общая схема финансирования мероприятий из федерального бюджета до уровня МО. Как видим, через МО средства доводятся до держателей конечного контракта.

Организационно-правовыми механизмами, обеспечивающими участие ОМСУ в реализации национальных проектов, являются[3]:

  • региональные проекты и региональные программы, разрабатываемые с привлечением администраций МО;
  • соглашения ОМСУ с органами государственной власти субъектов РФ по реализации мероприятий региональных проектов;
  • региональные и муниципальные центры компетенций и ресурсные центры;
  • муниципальные проектные офисы;
  • муниципальные программы и планы мероприятий.

Кроме того, ОМСУ могут принимать участие в выездных проверках реализации мероприятий совместно с ответственными региональными органами власти. Помимо этого, ОМСУ рекомендуется активно освещать результаты проделанной работы в муниципальных СМИ, создавать благоприятные правовые и организационные возможности для расширения активного заинтересованного участия граждан в реализации национальных проектов на местном уровне, активно использовать институт инициативного бюджетирования при участии в реализации нацпроектов.

 

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ НА УРОВНЕ МО

Среди проблем реализации нацпроектов на уровне МО выделяют[4],[5],[6]:

  • низкий уровень методического и информационного обеспечения участия ОМСУ в реализации мероприятий в рамках национальных проектов;
  • сложность нахождения взаимосвязи между стратегиями развития МО и нацпроектами, в том числе обеспечения их взаимной согласованности по целям, приоритетам, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам, срокам реализации, а также их синхронизации с бюджетным процессом;
  • определение показателей нацпроектов для регионов в целом, а не для каждого муниципального образования, что может спровоцировать регионы направлять средства нацпроектов на те территории, где достижение показателей нацпроектов будет гарантировано, лишая средств тех МО, где в них имеется большая необходимость;
  • дефицитность местных бюджетов (не все муниципалитеты могут обеспечить необходимый уровень софинансирования, порой даже 5 % непосильно для местного бюджета);
  • механизм финансирования не через финорган МО, а через Управление Федерального казначейства, что усложняет процедуры согласования, уточнения и выплат денежных средств (возникает потребность в выделение отдельных специалистов, увеличивается документооборот);
  • отсутствие качественной статистической информации;
  • дефицит и недостаточность квалификации специалистов;
  • пристальный контроль со стороны правоохранительных органов (необходимость формирования ежемесячных отчетов).

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРАКТИКА КООРДИНАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ НАЦПРОЕКТОВ 

Стоит отметить, что уровень развития проектной деятельности в муниципалитетах разный. Где-то организованы полноценные проектные офисы, как, например, в г. Краснодар. Во многих МО проектная деятельность явным образом не формализована. Рассмотрим практику ряда регионов с высоким уровнем координации и контроля исполнения мероприятий нацпроектов на уровне МО.

ПРАКТИКА МО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ [7], [8]

С целью координации нацпроектов на уровне МО предполагаются следующие организационные мероприятия:

  • создание рабочих групп, выступающих аналогом региональных проектных офисов и осуществляющих мониторинг и контроль за реализацией региональных проектов;
  • формирование планов мероприятий по выполнению в территориях контрольных точек, мероприятий региональных проектов с непосредственным участием МО;
  • ежемесячное информирование (при необходимости) руководителей региональных проектов о рисках недостижения и/или фактах невыполнения контрольных точек, мероприятий, отклонений от графиков строительства объектов по установленной форме;
  • организация Штабов по реализации нацпроектов под руководством глав для обсуждения наиболее актуальных вопросов и возможных рисков, связанных со своевременным заключение муниципальных контрактов, созданием и вводом в эксплуатацию объектов капитального строительства, освоением средств;
  • организация заседания Штабов не реже 2 раз в месяц с приглашением глав сельсоветов, а также организаций и предприятий (при необходимости), ежемесячное направление протоколов о проведенных совещаниях в региональные проектные офисы;

С целью обеспечения эффективности исполнения национальных проектов на муниципальном уровне в Тамбовской области ежегодно формируется сводный рейтинг достижения МО целевых показателей в рамках реализации национальных проектов.

ПРАКТИКА МО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН [9]

Организация проектной деятельности, планирование реализации мероприятий по достижению результатов региональных проектов на территории МО Республики Башкортостан имеют следующие особенности:

  • создание муниципального проектного комитета, муниципального проектного офиса;
  • закрепление за главой и иными должностными лицами администрации МО персональной ответственности за выполнение мероприятий, достижение целевых показателей и результатов региональных проектов, в части касающейся соответствующего МО;
  • заключение соглашений между руководителем регионального проекта и главой Администрации МО. Соглашение может включать целевые показатели регионального проекта, доведенных до МО;
  • заключение отдельных соглашений о предоставлении МБТ, которые отражают целевые показатели региональных проектов по МО, на достижение которых они предоставляются;
  • формирование сводного плана, который содержит перечень мероприятий, реализуемых в МО и направленных на достижение отдельных результатов региональных проектов. Сводный план утверждается главой администрации МО;
  • администрации МО принимают непосредственное (в качестве исполнителей) и опосредованное (в качестве соисполнителей) участие в реализации региональных проектов и достижении их результатов;
  • в ходе реализации мероприятий сводного плана формируются ежемесячные, ежеквартальные и ежегодные отчеты. Отчеты по форме соответствуют отчетам о реализации региональных проектов.

ПРАКТИКА МО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ [10]

С целью реализации региональных проектов на местном уровне с ОМСУ заключаются соглашения о реализации мер по обеспечению устойчивого социально-экономического развития и оздоровлению муниципальных финансов. В соглашениях устанавливаются показатели и их значения, соответствующие показателям региональных проектов. В случае если показатели не будут выполнены, документ предусматривает сокращение объема дотации МО на следующий финансовый год.

В паспортах муниципальных программ фиксируются наименования региональных проектов, реализуемых в конкретной территории. Показатели региональных проектов и их значения отражаются в соответствующем приложении к программе, а сами региональные проекты реализуются через отдельное основное мероприятие какой-либо подпрограммы муниципальной программы.

Анализ практики показал, что инструментами реализации нацпроектов на муниципальном уровне могут выступать:

Общим для данных инструментов является то, что из региональных проектов выделяются мероприятия, относящиеся к полномочиям МО, которые при необходимости детализируются. Назначаются ответственные, прописываются цели и целевые показатели. Наличие данных инструментов позволяет контролировать исполнение нацпроектов на уровне МО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, рассмотренные подходы могут быть использованы в тех МО, в которых должным образом не осуществляется координация исполнения мероприятий национальных проектов. Следующим шагом может быть приведение деятельности в соответствие с методическими рекомендациями по организации участия органов местного самоуправления в реализации региональных проектов для обеспечения достижения целевых показателей соответствующих национальных проектов, которые, как ожидается, будут разработан до 1 сентября 2020 г. Соответствующие поручения Правительству (Пр-354, п.1 9)[11] утверждены Президентом России по итогам заседания Совета по развитию местного самоуправления 30 января 2020 года. Значительному повышению эффективности управления нацпроектами на уровне МО может способствовать использование информационных систем мониторинга, таких как портал «БФТ.Нацпроекты». Более подробно о продукте можно ознакомиться по ссылке[12].

 

[1] Заседание Совета по развитию местного самоуправления: http://kremlin.ru/events/councils/by-council/9/62701

[2]Организация проектной деятельности в  органах государственной власти, роль место проектных офисов при реализации национальных проектов, апрель 2019 г.: https://www.donland.ru/upload/uf/e0d/Organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti.pdf

[3] Решение Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему "Об участии органов местного самоуправления в реализации национальных проектов" от 05.11.2019 г.: http://council.gov.ru/media/files/Arf0nAulExq8RE6dzr2olP0A9iAB333D.pdf

[4] Гатчинский муниципальный район. Решение национальных задач на местном уровне: http://bujet.ru/article/389788.php

[5] Доклад ОКМО «О состоянии МСУ в РФ», 2019: http://okmo.news/event.php?40

[6] Важно обеспечить интеграцию региональных и муниципальных документов стратегического планирования с национальными проектами — А. Чернецкий: http://council.gov.ru/events/news/114725/?hl=национальные%20проекты%20на%20муниципальном%20уровне

[7] В Тамбовской области создан Атлас участия муниципалитетов в реализации национальных проектов на 2020 год: https://www.tambov.gov.ru/news/v-tambovskoj-oblasti-sozdan-atlas-uchastiya-municipalitetov%C2%A0-v-realizacii-nacionalnyh-proektov-na-2020-god.html

[8] Участие муниципальных образований Тамбовской области в НП: https://xn--68-6kcuzpihjx2b4d.xn--p1ai/uchastie-municipalnyh-obrazovanij-tambovskoj-oblasti-v-np.html

[9] Методические рекомендации по организации проектной деятельности, разработке сводных муниципальных планов реализации мероприятий по достижению результатов региональных

проектов на территории муниципальных образований Республики Башкортостан: http://www.belebey-mr.ru/deyatelnost/munitsipalnyy-proektnyy-ofis/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8.pdf

[10] Особенности реализации национальных и региональных проектов в Оренбургской области: http://bujet.ru/article/381968.php

[11] Перечень поручений по итогам заседания Совета по развитию местного самоуправления: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/62919

[12] https://bftcom.com/products/portalnye-resheniya/monitoring-regionalnykh-proektov/

 

Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями
Вступайте в клуб «Эксперт БФТ»!
Участники клуба получают специальные подарки и индивидуальные предложения
Клуб «Эксперт БФТ» в вашем смартфоне!
  • Быстрый доступ ко всем сервисам и разделам клуба
  • Оперативное оповещение о новых материалах