Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО) как инструмент организации непрерывного оперативного мониторинга и контроля фактического доведения мер социальной поддержки до конечного потребителя
Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО) как инструмент организации непрерывного оперативного мониторинга и контроля фактического доведения мер социальной поддержки до конечного потребителя

Автор

Альмира Базеева,

Ведущий консультант ДМАиК

Время чтения: 15 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

Меры социальной защиты (поддержки) (далее - МСЗ) в настоящее время устанавливаются в Российской Федерации на разных уровнях, имеют различные механизмы реализации, разные базы данных и, до недавнего момента, - разные классификаторы. 

На каждом уровне управления (федеральном, региональном, муниципальном) есть своя система пособий и льгот и свои категории получателей. При этом у каждого ведомства организована своя система учета предоставляемых мер социальной защиты и поддержки, и, как показывает практика, - не одна.


 1p (1).jpg   

Так, например, как показал оперативный анализ данных, имеющихся в открытом доступе, на уровне только одного региона (Рисунок 1) насчитывается 11 групп направлений социальной защиты (поддержки) граждан и 268 МСЗ, и по всем требуется регулярная актуализация данных по получателям услуг, в том числе и по оценке нуждаемости.


Рисунок № 1

Кроме того, наряду с существующими МСЗ, появляются новые, продиктованные текущей экономической и демографической ситуацией.

Так, в рамках Послания Президента РФ Федеральному собранию в 2019 году высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации было поручено расширить практику социальных контрактов, (индивидуальная программа повышения доходов и качества жизни для каждой нуждающейся семьи, посредством предоставления гражданам регулярных выплат, помощи по переобучению и повышению квалификации, содействия в трудоустройстве или открытии небольшого собственного дела), с целью внедрить этот механизм во всех субъектах Российской Федерации уже в 2021 году.

В послании Президента Федеральному собранию в 2020 году Президент предложил предусмотреть ежемесячные выплаты на детей в возрасте от трёх до семи лет включительно. Причём уже с 1 января 2020-го, текущего года.

В настоящее время, в связи с текущей эпидемиологической ситуацией в качестве антикризисных мер Правительством РФ принимаются новые пакеты законов для поддержки граждан, которые, в том числе, содержат как вновь вводимые меры социальной поддержки, так и новые условия по уже существующим выплатам. (например, начисление адресных пособий и выплат малоимущим семьям, в том числе выплат на детей в возрасте от трех до семи лет, в случае если в семье есть безработный - осуществляются без учета прошлых доходов).

Совсем недавно (27.04.2020г.) на сайте Правительства Российской Федерации опубликовано поручение Премьер-министра России руководителям ФОИВ, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации обеспечить непрерывный мониторинг и контроль фактического доведения мер поддержки в период пандемии коронавируса с предоставлением еженедельных докладов в Минэкономразвития России.

Таким образом, очевидно, что РЕГУЛЯРНАЯ (ЕЖЕДНЕВНАЯ) АКТУАЛИЗАЦИЯ данных по мерам социальной поддержи, назначаемым и доводимым до конечного потребителя на всех уровнях власти, – ЭТО УЖЕ НЕОБХОДИМОСТЬ, продиктованная временем. Существовавший до недавнего времени планомерный сбор сводных данных с периодичностью раз в год, полугодие, квартал и даже месяц уже не подходит для принятия оперативных управленческих решений.

Основа внедрения такого нового механизма в России определена Главой 2.1. «Единая государственная информационная система социального обслуживания» Федерального закона от 29.12.2015 года № 388-ФЗ (далее – ЕГИССО).

ЕГИССО создана в целях обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), граждан данными обо всех мерах социального обеспечения, социальной поддержки, гарантиях, выплатах, компенсациях, предоставляемых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными нормативными правовыми актами.

Стержнем данной системы является реестр мер социальной поддержки с фиксацией их видов, условий, способов, форм, фактов предоставления, категорий лиц, имеющих право на получение указанных мер, а также их возможных объемов в натуральном либо в денежном выражении.

Предусмотрено два способа предоставления данных в ЕГИССО (Рисунок 2):


Рисунок 2

1 способ: через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) для поставщиков информации, имеющих свои информационные системы. В данном случае Поставщиком информации будет конкретное ведомство, которое будет предоставлять информацию от нескольких поставщиков информации (органов, организаций).

2 способ: через личный кабинет поставщика информации в ЕГИССО (далее - Поставщик). Кабинет предусмотрен для тех поставщиков, у которых отсутствуют информационные системы (далее - ИС), либо отсутствуют ресурсы для доработки уже существующих информационных систем в части выгрузки информации в соответствии с форматами ЕГИССО. Прямой ввод информации может быть приемлем для поставщиков информации в ЕГИССО на муниципальном уровне, у которых небольшое число МСЗ и получателей, и нет своей информационной системы.

Наличие указанных способов передачи информации в ЕГИССО предоставляет возможность передачи данных для всех поставщиков информации (имеющих и не имеющих свои ИС). Однако в случае, если данные поступают в ЕГИССО от разрозненных поставщиков (учреждений, организаций), у ведомства отсутствует возможность консолидации и анализа данных до момента отправки информации в ЕГИССО.

Качество передаваемой информации важно оценивать в комплексе на уровне региона до того, как данные будут переданы в ЕГИССО, так как данными будут пользоваться получатели информации (Федеральные органы власти, ОИВ и ОМСУ) в целях:

  • исключения дублирования данных (случаев повторного назначения МСЗ);
  • перевода в электронный вид государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
  • контроля соблюдения гарантированного объема и качества предоставления МСЗ, социальных услуг;
  • контроля информации об основаниях, условиях, способах, формах и фактах предоставления МСЗ;
  • снижения административных расходов, обусловленных дублированием операций, связанных с вводом и обработкой данных.

Но для того, чтобы у органов власти была возможность апеллировать сводными данными в разрезе регионов и в целом по России для принятия аргументированных взвешенных выводов и решений, необходимо повысить качество передаваемой информации, а также устранить сложности в части передачи данных поставщиками информации с целью обеспечения своевременного внесения данных в систему.

ЕГИССО – важный этап перехода к цифровой системе социальной поддержки. В будущем она обеспечит актуальность и полноту данных обо всех мерах социальной защиты (поддержки) граждан, выплатах, компенсациях, а также гарантиях, которые предоставляются в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, что в конечном варианте позволит:

  • снизить административные расходы по сбору, актуализации данных и подготовке регулярных докладов по выполнению всех этапов жизненного цикла меры социальной поддержки (от заявления от получателя МСЗ до факта назначения и доведения до конечного потребителя МСЗ);
  • повысить качество информации региона по мерам социальной поддержки;
  • исключить дублирования данных;
  • аргументировано обосновать принятие решений о назначении МСЗ;
  • повысить эффективность использования бюджетных средств.

Информация, передаваемая в ЕГИССО поставщиками информации, должна отвечать критериям достоверности, своевременности и актуальности для того, чтобы качество информации, содержащейся в ЕГИССО служила базой для принятия таких решений как:

  • внедрение новых, более адресных МСЗ;
  • применение обновленных критериев нуждаемости;
  • ограничение и дополнение сферы социальной поддержки новыми категориями граждан;
  • отказ от старых неэффективных мер социальной помощи. 


Заключение

Необходимость и важность оперативности предоставления и получения достоверных и актуальных данных на любую дату сегодня возрастает.

Качество передаваемой информации необходимо оценивать в комплексе на уровне региона до передачи в ЕГИССО, так как в будущем, по прошествии достаточного для сбора информационной базы периода времени, органы государственной власти будут осуществлять контроль путем обработки данных в разрезе субъектов РФ и в целом по России, а затем на основании полученных отчетных показателей прогнозировать расходные части региональных бюджетов, необходимых и достаточных для выполнения публичных социальных обязательств перед гражданами со стороны государства (Рисунок 3).


Рисунок № 3


По всем вопросам, связанным с проведением мероприятий по инвентаризации мер социальной поддержки, государственных (муниципальных) услуг в целях повышения адаптации к передаче в ЕГИССО, автоматизации процессов формирования и актуализации реестра поставщиков услуг, регистра получателей услуг, реестра фактов назначения мер социальной поддержки, вы можете обращаться к специалистам Компании БФТ:

question@bftcom.com
+7 (495) 784-70-00

Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями
Вступайте в клуб «Эксперт БФТ»!
Участники клуба получают специальные подарки и индивидуальные предложения
Клуб «Эксперт БФТ» в вашем смартфоне!
  • Быстрый доступ ко всем сервисам и разделам клуба
  • Оперативное оповещение о новых материалах