Выполнение государственных (муниципальных) заданий, как инструмент достижения целей национальных проектов. Подходы к проведению верхнеуровневого мониторинга актуальных показателей
Выполнение государственных (муниципальных) заданий, как инструмент достижения целей национальных проектов. Подходы к проведению верхнеуровневого мониторинга актуальных показателей

Автор

Альмира Базеева,

Ведущий консультант ДМАиК

Время чтения: 15 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

В настоящее время Правительство Российской Федерации в рамках антикризисных мер оперативно разрабатывает документы, направленные на обеспечение устойчивости бюджетов субъектов и муниципальных образований РФ, что объективно требует значительного объема бюджетных средств.

 1p (1).jpg   

Перед Правительством РФ и главами регионов стоит сложная задача – несмотря на решение текущих оперативных задач, связанных с борьбой с эпидемией, не снижать темпов по достижению количественно измеримых показателей реализации национальных проектов. 

Очень важно в текущее время СОХРАНИТЬ бюджеты национальных проектов, при необходимости произвести ревизию целей, критериев, промежуточных результатов и как итог - избавиться от необоснованных трат и формализма при оценке достижения результатов.

Деятельность государственных (муниципальных) учреждений очевидным образом влияет на достижение измеримых целей, установленных показателями национальных проектов и входящих в их структуру Федеральных проектов. В таблице 1 наглядно показано, насколько зависит результат достижения заданных показателей от эффективности деятельности учреждений.

 В настоящее время ЗНАЧЕНИЕ регулярного всестороннего объективного мониторинга эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих (выполняющих) услуги (работы), ПОВЫШАЕТСЯ.

Оперативный мониторинг деятельности государственных (муниципальных) учреждений возможен на основании соответствующих документов, которые учреждения обязаны своевременно размещать на сайте BUS.GOV.RU.

Таблица 1

Роль Г(М)У в процессе  достижения целей НП

Национальная программа: «Демография»

Федеральный проект: «Спорт-норма жизни»

Задачи по достижению результатов интегрированы в федеральные, региональные, муниципальные программы

Деятельность государственных (муниципальных) учреждений – исполнители мероприятий программ посредством выполнения Г(М)З             (на примере задания спортивной школы)

Цель: Доведение к 2024 году до 55% доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом…

Цель деятельности учреждений: – выполнение  Г(М)З в соответствии с установленными показателями объема и качества.

Показатель 1 достижения цели:  Доля детей и молодежи (возраст 3-29 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности детей и молодежи,(%).

Услуга: Спортивная подготовка по Олимпийским видам спорта по виду спорта "хоккей" на Тренировочном этапе (этап спортивной специализации)

Показатель 2 достижения цели: Доля занимающихся по программам спортивной подготовки в организациях ведомственной принадлежности физической культуры и спорта, (%).

Показатель объема услуги: Число лиц, прошедших спортивную подготовку на этапах спортивной подготовки (человек)

Задача: "Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта и подготовка спортивного резерва" 

Показатель качества услуги:

Доля лиц, прошедших спортивную подготовку на тренировочном этапе (этап спортивной специализации) и зачисленных на этап совершенствования спортивного мастерства(%)

Результат:

1. В системе подготовки спортивного резерва проведено не менее___ спортивных соревнований.

Работа_1:

Обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях (Всероссийские, региональные, межрегиональные)

2. В систематические занятия физической культурой и спортом вовлечено не менее 5 млн. человек.

Показатель  качества работы_1_:

Процент выполнения календарного плана мероприятий.

 (в Стандарте по виду подготовки предусмотрено обязательное количество игр, в которых  спортсмен должен принять участие).

3.Все (100%) организации спортивной подготовки оказывают услуги в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки (установлены требования к структуре, содержанию и условиям реализации программ спорт. подготовки, а также  результатам спорт. подготовки

Работа_2:

Организация и проведение спортивно-оздоровительной работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения

 


Одним из оцениваемых разделов рейтинга[1] субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных является  раздел 8 "Публичные сведения о плановых показателях деятельности государственных учреждений субъекта Российской Федерации". По условиям данного рейтинга оценивается оперативность и полнота размещения государственными (муниципальными) учреждениями следующих документов:

  • государственное (муниципальное) задание;
  • план финансово-хозяйственной деятельности;
  • отчет о результатах деятельности и об использовании закрепленного за ними государственного имущества;
  • баланс учреждения.

Кто проверяет состав документов:

  • орган-учредитель в рамках ведомственного контроля;
  • финансовые органы;
  • органы Федерального казначейства;
  • контрольно-счетные органы.

Что проверяют:

  • сроки сдачи документов;
  • достоверность изложенной информации;
  • соответствие и сопоставимость показателей, содержащихся в различных документах учреждения (задание; отчет; пр.);
  • наличие/отсутствие счетных ошибок;
  • отсутствие подтверждающих документов;
  • своевременность опубликования данных на сайте bus.gov.ru;
  • эффективность использования бюджетных средств, выделенных органом-учредителем на выполнение задания;
  • наличие в Г(М)З услуг (работ), не включенных в отраслевые и/или ведомственные перечни.

Приведем пример проведения мониторинга по муниципальным учреждениям, оказывающим услуги в отрасли «Физическая культура и спорт» (услуга Спортивная подготовка по Олимпийским видам спорта по виду спорта "хоккей" на Тренировочном этапе (этап спортивной специализации) код 931900О.99.0.БВ27АВ42006), расположенных в различных муниципальных образованиях Московской области. Выбор региона обусловлен высоким рейтингом открытости бюджетных данных, сформированным по результатам оценки уровня открытости бюджетных данных субъектов Российской Федерации по разделу 8 "Публичные сведения о плановых показателях деятельности государственных учреждений субъекта Российской Федерации" за 2019 год (13 баллов из 15 возможных).

Шаг 1.  Сопоставление норматива на выполнение единицы услуги с качеством ее оказания, которое можно подтвердить официальными документами (официальные протоколы спортивных соревнований)

Таблица 2

Муниципальное образование Московской области

Спортивная школа

Норматив оказания единицы услуги (подушевой норматив), тыс. руб.

ОПМО (открытое первенство Московской области) сезон 2018-2019гг.

 

место в группе по итогам «игрового» сезона

Официальных матчей, в которых команда(2009 г.р.) принимала участие

количество игр всего

выиграно

проиграно

Городской округ_1

Учреждение_1

71,630

5

21

14

7

Городской округ_2

Учреждение_2

91,171

4

21

12

8

Городской округ_3

Учреждение_3

97,827

3

21

13

5

 Городской округ_4

Учреждение_4

154,492

8 (ПОСЛЕДНЕЕ)

21

3

17

 

На основании вышеприведенных данных можно сделать выводы о том, что в одном из четырех анализируемых учреждений (Учреждение_4) наблюдается значительное превышение размера норматива подготовки спортсменов в сравнении с прочими учреждениями, в то время как результаты подготовки в соответствии с официальными данными протоколов спортивных мероприятий хуже, чем в учреждениях с меньшим нормативом затрат.

Шаг 2. Сопоставление показателей муниципальных заданий на соответствие показателям, закрепленным в Общероссийском базовом (отраслевом) перечне классификаторов государственных (муниципальных) услуг, оказываемых физическим лицам", а также на соответствие заданному вектору Федерального проекта «Спорт-норма жизни».

На основании данных таблицы № 3 можно сделать следующие выводы:

1.У одного из 4 анализируемых учреждений (Учреждение_4) присутствует показатель качества, который не соответствует услуге, закрепленной в Общероссийском базовом (отраслевом) перечне классификаторов государственных (муниципальных) услуг (далее - Общероссийский перечень).

Показатель «Доля лиц, прошедших спортивную подготовку на тренировочном этапе (этап спортивной специализации) и переведенных внутри этапа спортивной подготовки» не соответствует условиям подготовки спортсменов Стандарта по виду спорта «хоккей».

 По данному показателю учредителем, в ведомстве которого осуществляет деятельность Учреждение_4, закреплен низкий ожидаемый процент выполнения (если дословно анализировать значение показателя, то только 15% лиц, получающих подготовку, могут быть переведены «внутри этапа», да еще и с учетом возможного отклонения в 5%, то есть 80% спортсменов не будут переведены внутри этапа, иначе Учреждение_4 не выполнит установленный учредителем показатель качества). Данная логика установления как самого показателя, так и результатов от его достижения, НЕ СООТВЕТСТВУЕТ вектору показателей, заданных Федеральным проектом «Спорт - норма жизни» (Таблица 1).

Данное нарушение, по решению контролирующих органов может быть расценено как нарушение 02.01.01.03.05.01 Классификатора нарушений (Приложение 1) с применением меры ответственности в соответствии со статьей 15.15.15 КоАП.

  1. По показателю качества «Доля лиц, прошедших спортивную подготовку на тренировочном этапе (этап спортивной специализации) и зачисленных на этап совершенствования спортивного мастерства», соответствующему услуге Общероссийского перечня только у Учреждения_4 установлен показатель 0, то есть, если дословно читать заданный показатель деятельности, ни один спортсмен после подготовки, полученной в спортивной школе,  не сдаст нормативы по общей физической и специальной физической подготовке для зачисления на следующий этап подготовки.

По всем прочим учреждениям установлены высокие показатели качества (не менее 90%, 100%), достижение которых будет характеризовать качество подготовки спортсменов, и их достижение учреждениями будет способствовать выполнению показателей Федерального проекта (Таблица 1).

Шаг 3. Для более глубокой оценки деятельности учреждений необходимо, по возможности (при наличии официальных данных),  проанализировать соблюдение стандартов по подготовке спортсменов и соблюдение/ несоблюдение требований действующего законодательства.

 

Заключение

Как видим, верхнеуровневый анализ данных, официально размещаемых государственными (муниципальными) учреждениями на сайте BUS.GOV.RU, а также на прочих общедоступных информационных ресурсах, может показать вектор дальнейшего мониторинга для изыскания внутренних резервов учреждений, а также оценить степень соответствия достигаемых в процессе основной деятельности показателей услуг (работ) соответствующим показателям, закрепленным на уровне национальных проектов.

Ошибки, совершаемые в процессе работы над заданием и отчетами о выполнении задания, могут быть разными.

Если ошибки некритичны, то учреждение может исправить их еще на этапе подачи отчетности органу-учредителю (это касается, к примеру, счетных ошибок), но есть существенные проблемы с проработкой показателей, которые характеризуют эффективность использования выделенных бюджетных средств на выполнение задания.

Значимые нарушения чреваты финансовыми последствиями в соответствии с КоАП РФ. Если проверяющие органы признают информацию в отчете о выполнении задания недостоверной (такой вывод может сделать и орган - учредитель, и финансовый орган, и контрольно-счетная палата), это повлияет на степень исполнения задания: часть его показателей проверяющие могут посчитать невыполненными, а значит, учреждению, возможно, придется возвращать  в бюджет остатки субсидии, эквивалентные недостигнутым показателям.

 

По всем вопросам, связанным с проведением мероприятий по инвентаризации затрат государственных (муниципальных) учреждений в целях повышения эффективности управления расходами бюджета, вы можете обращаться к специалистам Компании БФТ: 
question@bftcom.com 
+7 (495) 784-70-00

 

Таблица 3

Сопоставительная таблица соответствия данных по услуге в Муниципальном задании, данным Общероссийского базового (отраслевого) перечня классификаторов государственных(муниципальных) услуг, оказываемых физическим лицам

 

Единый портал бюджетной системы Российской Федерации "Электронный портал"

Муниципальные задания учреждений на 2020 год(2021,20222 плановый период)

 

Таблица 2  Услуга и ее характеристики, закрепленные в Общероссийском базовом (отраслевом) перечне классификаторов государственных(муниципальных) услуг, оказываемых физическим лицам"

Учреждение_1"[1]

Учреждение_2"[2]

Учреждение_3[3]

Учреждение_4 [4]

 

код услуги

931900О.99.0.БВ27АВ42006

 
 

Наименование услуги

Спортивная подготовка по Олимпийским видам спорта по виду спорта "хоккей" на Тренировочном этапе (этап спортивной специализации)

 

Показатель объема

Число лиц, прошедших спортивную подготовку на этапах спортивной подготовки (человек)

164

160

188

347

 

Допустимое возможное отклонение от установленных показателей объема (%)

Устанавливает орган-учредитель

10%

10%

5%

5%

 

Показатель качества_1

Доля лиц, прошедших спортивную подготовку на тренировочном этапе (этап спортивной специализации) и зачисленных на этап совершенствования спортивного мастерства(%)

не менее 90%

100%

100%

0%

 

Допустимое возможное отклонение от установленных показателей качества_1  (%)

Устанавливает орган-учредитель

10%

нет

5%

5%

 

Показатель отсутствует как Показатель качества в перечне

Показатель качества ОТСУТСТВУЕТ  в общероссийском базовом (отраслевом) перечне 

Доля лиц, прошедших спортивную подготовку на тренировочном этапе (этап спортивной специализации) и переведенных внутри этапа спортивной подготовки  (%)

нет

нет

нет

15%

 

Допустимое возможное отклонение от установленных показателей качества_2  (%)

Установлен в Муниципальном задании только одного учреждения, участвующем в анализе данных

нет

нет

нет

5%

 

 

Приложение 1

КЛАССИФИКАТОР НАРУШЕНИЙ (РИСКОВ), ВЫЯВЛЯЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ В ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ[5] 

    

Код нарушения (риска)

Описание нарушений (рисков)

Правовые основания квалификации нарушения (риска)

Мера ответственности

02

 Нарушения (риски) при исполнении бюджетов

02.

01

Нарушения (риски) при организации исполнения бюджета

02.

01

01

Нарушения (риски) при составлении, утверждении и ведении документов, необходимых для исполнения бюджета

02.

01

01

03

Нарушение (риск) порядка формирования Г(М)З

02.

01

01

03

01.01

Несоответствие Г (М) З[6] прогнозируемой потребности

1. ст. 69.2 БК РФ;
2. Положение о формировании Г(М)З на оказание гос. услуг (выполнение работ) в отношении ФГУ и финансовом обеспечении выполнения ГЗ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640;
3.Порядки, установленные соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования

ст. 15.15.15 КоАП[7]

02.

01

01

03

02.01

Несоответствие Г (М) З основным видам деятельности  учреждения

02.

01

01

03

03.01

Несоответствие Г (М) З показателям фактического выполнения учреждением Г(М)Зв отчетном и текущем финансовых годах

02.

01

01

03

04.01

Включение в Г(М)З  услуг (работ), не относящихся к видам деятельности, указанным в учредительных документах

02.

01

01

03

05.01

Включение в Г(М)З услуг (работ), не включенных в отраслевые и/или ведомственные перечни

02.

01

01

03

06.01.

Отсутствие в Г(М)З обязательных положений

02.

01

01

03

07.01

Нарушение требований к форме Г(М)З

02.

01

01

03

08.01

Нарушения порядка внесения изменений в  Г(М)З

02.

01

01

03

09.01

Нарушение сроков формирования, утверждения и доведения Г(М)З, внесения в него изменений

02.

01

01

03

10.01

Нарушения при размещении Г(М)З и отчета о его исполнении

 

[1] https://bus.gov.ru/pub/agency/96302/tasks/13157730

[2] https://bus.gov.ru/pub/agency/66123/tasks/9878224

[3] https://bus.gov.ru/pub/agency/62624/tasks/13199320

[4] https://bus.gov.ru/pub/agency/39281/tasks/9840715

[5] Утвержден Руководителем Федерального казначейства Р.Е.Артюхиным  19.12.2017г.

[6] Государственное (муниципальное) задание

[7] Статья 15.15.15. Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания(введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ)

Нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения Г (М) З влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 рублей.

 

Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями
Вступайте в клуб «Эксперт БФТ»!
Участники клуба получают специальные подарки и индивидуальные предложения
Клуб «Эксперт БФТ» в вашем смартфоне!
  • Быстрый доступ ко всем сервисам и разделам клуба
  • Оперативное оповещение о новых материалах