Система казначейских платежей: совершенствование казначейского обслуживания исполнения бюджетов
Система казначейских платежей: совершенствование казначейского обслуживания исполнения бюджетов

Автор

Александр Кравченко,

Руководитель направления ДМАиК

Время чтения: 15 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

В конце 2019 года был принят Федеральный закон от 27.12.2019 № 479-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей» (далее – Закон № 479-ФЗ), завершающий масштабные изменения бюджетного законодательства в части казначейского исполнения бюджетов. В данной статье рассматриваются основные положения организации системы казначейских платежей и казначейского обслуживания.

 1p (1).jpg   

Законом № 479-ФЗ в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ) вносится ряд новых терминов, а именно:

 

Термин

Определние

Казначейский счет

Счет, открытый в Федеральном казначействе отдельному участнику системы казначейских платежей для осуществления и отражения в системе казначейских платежей операций участника системы казначейских платежей с денежными средствами

Единый казначейский счет

Банковский счет (совокупность банковских счетов), открытый (открытых) Федеральному казначейству в Центральном банке Российской Федерации в валюте Российской Федерации (в кредитных организациях - в иностранной валюте) для совершения переводов денежных средств в целях обеспечения осуществления и отражения операций на казначейских счетах, за исключением казначейских счетов для осуществления и отражения операций с денежными средствами Фонда национального благосостояния

Казначейское обслуживание

Проведение Федеральным казначейством в системе казначейских платежей операций участников системы казначейских платежей с денежными средствами с их отражением на соответствующих казначейских счетах

Временно свободные средства

Остаток денежных средств, образовавшийся на едином казначейском счете или на едином счете бюджета вследствие разницы в сроках и объемах поступлений (зачислений) на счет и переводов (перечислений) со счета

 

Помимо добавления новых понятий изменены и используемые термины и определения. В частности:

 

Предыдущая редакция

Новая редакция 

Единый счет бюджета - счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета

Единый счет бюджета - казначейский счет (совокупность казначейских счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) в Федеральном казначействе отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для осуществления и отражения операций с денежными средствами по поступлениям в бюджет и перечислениям из бюджета

Кассовое обслуживание исполнения бюджета - проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета

Утратил силу

 

Для обеспечения функционирования системы казначейских платежей БК РФ дополнен двумя новыми главами:

  • 24.2 Система казначейских платежей
  • 24.3 Казначейское обслуживание

Система казначейских платежей  - это совокупность участников и оператора системы казначейских платежей.

Оператором системы казначейских платежей является Федеральное казначейство, которое обеспечивает приём и исполнение распоряжений, осуществляет операции по казначейским счетам участников. Взаимодействие между участниками происходит в порядке, установленном правилами организации и функционирования системы казначейских платежей, которые устанавливает Федеральное казначейство по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

В зависимости от участия в осуществлении операций по казначейским счетам участники системы казначейских платежей могут быть прямыми и косвенными. Прямыми участниками являются:

  • Федеральное казначейство;
  • финансовые органы субъектов Российской Федерации;
  • финансовые органы муниципальных образований;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • администраторы доходов бюджетов, получатели средств федерального бюджета, получатели средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета, администраторы источников финансирования дефицита бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;
  • федеральные бюджетные и автономные учреждения;
  • юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе.
  •  

    К косвенным участникам системы казначейских платежей относятся:

    • получатели средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, администраторы источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации;
    • бюджетные и автономные учреждения субъекта Российской Федерации;
    • муниципальные бюджетные и автономные учреждения;
    • юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в финансовом органе субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

     

    С 1 января 2021 года основанием для перевода средств будет являться распоряжение, формируемое участником системы казначейский платежей. Осуществление операции по казначейскому счету участника системы казначейских платежей является казначейским платежом.

    Для осуществления казначейского платежа участником системы предоставляется распоряжение. Прямые участники системы казначейских платежей предоставляют распоряжение в Федеральное казначейство, косвенные – прямому участнику.

    Исполнение распоряжений участников системы казначейских платежей выполняется после проверки права участника распоряжаться средствами на казначейском счете, представлять распоряжение в соответствии с правилами, установленными Федеральным казначейством по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Правила применяются как Федеральным казначейством при исполнении распоряжений прямых участников, так и прямыми участниками при приеме к исполнению распоряжений косвенных участников системы казначейских платежей.

    Для казначейского обслуживания в Федеральном казначействе открываются казначейские счета. Казначейские счета открываются в валюте Российской Федерации и иностранных валютах в порядке, установленном Федеральным казначейством. На казначейских счетах учитываются денежные средства бюджетов, денежные средства, поступающие во временное распоряжение, денежные средства бюджетных и автономных учреждений, денежные средства юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями. БК РФ устанавливает следующие виды казначейских счетов:

    • единый счет бюджета;
    • казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений;
    • казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами, поступающими во временное распоряжение;
    • казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами бюджетных и автономных учреждений;
    • казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами Фонда национального благосостояния;
    • казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями;
    • иные казначейские счета для осуществления и отражения операций в случаях, установленных настоящим Кодексом, а также иными законодательными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства.

     

    К соответствующим казначейским счетам открываются лицевые счета (ст. 220.1 БК РФ). Лицевые счета открываются в Федеральном казначействе, органе управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) участникам бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждениям, другим юридическим лицам, не являющимся участниками бюджетного процесса, сведения о которых включены в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. Открытие и ведение лицевых счетов осуществляются в порядке, установленном Федеральным казначейством, органом управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в соответствии с общими требованиями, установленными Федеральным казначейством.

    Законом № 479-ФЗ в БК РФ добавлена статья 220.2, которая позволяет Федеральному казначейству осуществлять отдельные функций финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органов управления государственными внебюджетными фондами. Отдельные функции Федеральное казначейство осуществляет в случае обращения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации), органа управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации. Порядок направления и рассмотрения обращений устанавливает Минфин России.

    В случае передачи Федеральному казначейству отдельных функций финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органа управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации косвенные участники системы казначейских платежей становятся прямыми участниками системы казначейских платежей.

    Законом № 479-ФЗ в Бюджетный кодекс Российской Федерации вносятся положения, определяющие операции по управлению остатками на едином счете бюджета (ст. 236.1). Операции по управлению остатками на едином счете бюджета заключаются в размещении временно свободных средств единого счета бюджета и в привлечении средств для обеспечения остатка средств на едином счёте бюджета.

    Ведение бюджетного учёта операций, осуществляемых в системе казначейских платежей, осуществляется Федеральным казначейством (ст. 264.1 БК РФ).

    Отчетность по операциям системы казначейских платежей включает:

    • баланс операций в системе казначейских платежей;
    • отчет о движении денежных средств в системе казначейских платежей;
    • отчет об управлении остатками на едином казначейском счете;
    • пояснительную записку к балансу операций в системе казначейских платежей.

    Формы отчетности по операциям системы казначейских платежей и порядок ее составления, представления и утверждения устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации. На сайте Минфина России по адресу https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/bu_gs/sfo/ размещен проект приказа Минфина России «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Отчетность по операциям системы казначейских платежей».

    Законом № 479-ФЗ определено, что соглашения, заключенные между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (местными администрациями), органами управления государственными внебюджетными фондами и Федеральным казначейством действуют до окончания срока действия указанных соглашений, но не позднее 1 января 2022 года.

    Изменения, внесенные Законом № 479-ФЗ в БК РФ, нацелены на совершенствование системы исполнения бюджетов, централизацию государственных финансов и упрощение ведения Федеральным казначейством  учета операций, отражающих движение денежных средств. Внесенные изменения касаются, прежде всего, финансовых органов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, органов управления государственными внебюджетными фондами.

    Закон № 479-ФЗ вступает в силу с 1 января 2021 года.

    Для его применения Минфину России и Федеральному казначейству необходимо разработать ряд новых нормативных правовых актов и внести изменения в существующие.

Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями
Вступайте в клуб «Эксперт БФТ»!
Участники клуба получают специальные подарки и индивидуальные предложения
Клуб «Эксперт БФТ» в вашем смартфоне!
  • Быстрый доступ ко всем сервисам и разделам клуба
  • Оперативное оповещение о новых материалах