Централизация бюджетного учета: передача полномочий регламентирована
Централизация бюджетного учета: передача полномочий регламентирована

Автор

Александр Кравченко,

Руководитель направления ДМАиК

Время чтения: 12 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

Централизация бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы в последнее время является одной из основных тем для обсуждения на разных уровнях. Минфин России регулярно проводит «круглые столы» и семинары, где участники обмениваются имеющимся опытом и вырабатывают совместные предложения для реализации в законодательных актах.

Многие регионы и муниципалитеты начали проводить мероприятия по централизации учета. Тем не менее, не смотря на общее направление создания центров учета для осуществления функций по ведению бухгалтерского учета, Минфин России в своих письмах и рекомендациях обращает внимание на необходимость взвешенного подхода к централизации учета, с тем, чтобы передача полномочий в централизованные бухгалтерии была экономически обоснована и в действительности приводила к совершенствованию процессов ведения учета.


В 2019 году были внесены ряд изменений в нормативные правовые акты, регулирующие организацию ведения бухгалтерского учета. В частности, федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» обязал централизованную бухгалтерию составлять единую учетную политику при централизации учета. Единая учетная политика позволяет унифицировать отдельные вопросы организации централизованного учета. 

Еще одним важным новшеством в организации бюджетного учета является изменение бюджетного законодательства. Напомним, что в статью 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации был добавлен пункт 6, в соответствии с которым полномочия по ведению бюджетного учета могут быть переданы финансовому органу соответствующего публично – нормативного образования. Полномочия передаются по решению высшего органа исполнительной власти в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Общие требования к передаче Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования  полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по ведению бюджетного учета утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года № 1890.

Общие требования устанавливают ряд обязательных требований к решению высшего органа исполнительной власти о передаче полномочий по ведению бюджетного учета. В частности решение должно содержать:

  • перечень передаваемых полномочий;
  • перечень органов исполнительной власти, их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений, полномочия которых централизуются в соответствии с решением о передаче полномочий;
  • наименование государственной (муниципальной) информационной системы, с использованием которой будет обеспечено выполнение передаваемых полномочий;
  • сроки передачи полномочий, в том числе при необходимости этапы передачи полномочий или иные переходные положения;
  • положение об организации осуществления передаваемых полномочий финансовым органом непосредственно и (или) через свои территориальные органы, подведомственное казенное учреждение;
  • иные положения, определяющие при необходимости особенности передачи полномочий.

Осуществлять переданные полномочия может как сам финансовый орган, так и его территориальные подразделения, подведомственное казенное учреждение. Возможно также и исполнение части полномочий финансовым органом, а части подведомственным учреждением. 

Организация осуществления переданных полномочий регулируется положением. Положение об организации осуществления передаваемых полномочий должно учитывать следующие требования: 

  • при осуществлении переданных полномочий обеспечивается применение единых методов и способов ведения бухгалтерского учета в рамках единой учетной политики при централизации учета;
  • взаимодействие между централизованными бухгалтериями и учреждениями, передавшими полномочия, по обеспечению документального оформления фактов хозяйственной жизни организуется в соответствии с правилами документооборота, установленными в рамках единой учетной политики при централизации учета. Документооборот должен основываться на применении унифицированных форм документов и единых регламентов их составления, представления и обработки, обеспечивающих однократность ввода информации при формировании документов и исключение дублирования процедур сбора информации. При осуществлении документооборота должны обеспечиваться соблюдение требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, а также сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации с ограниченным доступом;
  • должно быть обеспечено разграничение ответственности между учреждениями, осуществляющими полномочия и учреждениями, их передавшими.

При применении статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует учитывать, что в случае передачи учреждением полномочий по решению высшего органа исполнительной власти, ранее действующие соглашения о передаче ведения бухгалтерского учета в централизованные бухгалтерии, если таковые были, теряют действие. Решение должно содержать положения о прекращении исполнения полномочий по ведению бюджетного учета иными централизованными бухгалтериями.

Еще одним важным условием является необходимость взаимодействия между участниками централизованного учета с помощью информационной совместимости государственных (муниципальных) информационных систем и информационных ресурсов, средствами которых осуществляется формирование и обмен информацией и документами в электронном виде, межведомственным обменом информацией, однозначной идентификацией объектов правоотношений в правовых актах при осуществлении переданных полномочий.

Как видно из требований, решение высшего исполнительного органа власти публично – правового образования о передаче полномочий соответствующему финансовому органу является документом, регулирующим все аспекты организации централизованного ведения бюджетного учета. Применение статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации позволяет при организации централизованного ведения бюджетного учета применять всего два документа:

  • единую учетную политику при централизации учета
  • решение высшего исполнительного органа государственной власти о передаче полномочий по ведению бюджетного учета.
Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями
Вступайте в клуб «Эксперт БФТ»!
Участники клуба получают специальные подарки и индивидуальные предложения
Клуб «Эксперт БФТ» в вашем смартфоне!
  • Быстрый доступ ко всем сервисам и разделам клуба
  • Оперативное оповещение о новых материалах