Управление нацпроектами: что сделано в 2019 году и что еще предстоит сделать

Автор

Айнур Тухватуллин,

Ведущий консультант ДМАиК

Время чтения: 15 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

Предлагаем Вашему вниманию обзор основных событий и изменений в системе управления нацпроектами, произошедших в 2019 году. В статье вы найдете ответы на вопросы:

  • Что сделано в ушедшем году?
  • Какие проблемы удалось решить, а какие остались нерешенными?
  • Чего ждать в 2020 году?

ЧТО СДЕЛАНО В УШЕДШЕМ ГОДУ? 

Доработаны планы по достижению национальных целей.

Так, утвержден единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года. Можно говорить о том, что на федеральном уровне выстроена целостная система целеполагания. Однако к ней есть вопросы, в первую очередь, связанные с ее сложностью. Даже участникам проектной деятельности бывает сложно увязать документы стратегического планирования, не говоря уже о сторонних наблюдателях. Также и к самим целям есть много вопросов. Так, до сих пор не утверждены методики расчёта показателей по трем национальным целям. 

Разработано большое количество систем контроля и мониторинга. Помимо новой системы стратегического мониторинга национальных целей Счетной палатой Российской Федерации посредством сайта https://ng.ach.gov.ru/ и системы управления национальными проектами в рамках ГИИС управления общественными финансами «Электронный бюджет» Минфина России появились новые системы, такие как:

  • специальная система мониторинга социальных проектов, куратором которых является Татьяна Голикова, на базе ЦИТиС;
  • сайт «Нацпроекты глазами людей» партии «Единая Россия»;
  • портал «Госрасходы» Счетной палаты Российской Федерации;
  • региональные системы мониторинга. 

В целях организации мониторинга национальных проектов показатели национальных проектов включены в Федеральный план статистических работ.

Осуществлён переход на электронный вид ведения и внесения изменений в национальные проекты, а также формирования отчетности в подсистеме управления национальными проектами ГИИС «Электронный бюджет». 

Приняты постановления Правительства, направленные на повышение оперативности принятия решений для реализации национальных проектов. В том числе:

  • часть полномочий президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (далее – президиум Совета) делегирована проектным комитетам и кураторам национальных проектов. Проектные комитеты и кураторы наделены полномочиями по принятию решений в ходе реализации проектов, внесению в отдельных случаях изменений в паспорта соответствующих проектов;
  • в систему управления национальными проектами включены органы исполнительной власти субъектов РФ на основе заключения соглашений о реализации на территориях субъектов РФ региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в национальные проекты;
  • обеспечена возможность участия органов местного самоуправления в региональных проектах;
  • предусмотрено оперативное перераспределение средств между национальными и федеральными проектами на основании решений президиума Совета и проектных комитетов – без внесения поправок в федеральный бюджет;
  • введён упрощенный порядок разработки нормативных правовых актов, формируемых в рамках реализации национальных проектов, в том числе сокращены сроки межведомственного согласования соответствующих НПА. 

Усовершенствована методология нацпроектов в части плана мероприятий. Утверждены методические указания по применению типов результатов и стандартизированных контрольных точек, направленные на повышение качества и глубины планирования и последующего мониторинга федеральных и региональных проектов. 

Введены новые формы отчетности для финансовых органов публично-правовых образований Российской Федерации и государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений. 

Внесены изменения в требования к нпа, регулирующим предоставление субсидий, формы соглашений о предоставлении иного МБТ из федерального бюджета бюджету субъекта РФ с учетом особенностей, обусловленных реализацией национальных проектов. В т.ч.:

  • увеличен срок заключения соглашений с субъектами РФ о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на весь срок реализации проектов;
  • перенесён на конец 2019 года крайний срок заключения соглашений, а также принятия нормативных правовых актов, необходимых для финансирования национальных проектов;
  • упрощена процедура переноса остатка средств, предусмотренных на реализацию национальных проектов в 2019 г., на 2020 г. с сохранением указанных средств по соответствующим национальным проектам (такие решения теперь принимаются президиумом Совета). 

На едином портале бюджетной системы российской федерации открыты данные всех паспортов национальных, федеральных и региональных проектов, а также данные исполнения бюджетов всей страны по нацпроектам. На портале budget.gov.ru в меню «Данные и сервисы\Открытые данные» доступны три новых набора открытых данных в формате API (параметры реализации национальных, федеральных и региональных проектов).

Создано АНО «Национальные приоритеты» (Распоряжения от 30 ноября 2019 года №2880-р). Цель деятельности новой структуры – повышение осведомлённости граждан о возможностях и результатах национальных проектов, расширение участия граждан в их реализации. 

Детальный перечень наиболее значимых изменений в части реализации нацпроектов, произошедших в 2019 году, приведён в Таблице 1, с которой можно ознакомиться перейдя по ссылке.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

В процессе реализации национальных проектов проявилось большое количество проблем. Именно эти проблемы и стали основной причиной низкого уровня исполнения срывов сроков по исполнению федеральных и региональных проектов. Как свидетельствуют предварительные данные об исполнении расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов на 1 января 2020 года, опубликованные на сайте Минфина России 17.01.2020 года (см. https://www.minfin.ru/ru/press-center/?id_4=36929-predvaritelnye_dannye_ob_ispolnenii_raskhodov_federalnogo_byudzheta_na_ryealizatsiyu_natsionalnykh_proektov_na_1_yanvarya_2020_goda), средний процент исполнения  национальных проектов по итогам 2019 года составил 91,4%. При этом разброс исполнения находится в пределах от 66,3% (НП «Экология») до 99,1% (НП «Наука»).

Средний процент исполнения  национальных проектов по итогам 2019 года составил 91,4 процента. При этом разброс исполнения находится в пределах от 66,3% (НП «Экология») до 99,1 % (НП «Наука»).

 В Таблице 2 приведены наиболее часто обсуждаемые специалистами и экспертами проблемы, структурированные по функциям управления в рамках национальных проектов.

Таблица 2

Проблемы, выявленные при реализации национальных проектов в 2019 году*

Проблема

Характеристика

ПЛАНИРОВАНИЕ

Установление завышенных показателей для регионов

Не решена. Проблема влечет за собой заведомое неисполнение показателей. Решение проблемы требует учета всех ключевых региональных особенностей (инфраструктурных и социально-экономических) и активной работы региона на этапе заключения соглашений (допсоглашений) о реализации регионального проекта.

Низкая обоснованность корреляции результатов и показателей

Не решена. Планирование задач и результатов зачастую ограничено уровнем финобеспечения. При этом даже безупречное выполнение всех мероприятий может не привести к итоговому достижению показателей. Для решения проблем необходимо адекватно оценивать обеспеченность показателей результатами и, в случае необходимости, изыскивать дополнительные ресурсы.

Появление показателей в статистическом учете после даты формирования отчетности

Не решена. Целевые показатели национальных проектов зачастую вычисляются с годовой периодичностью, что делает невозможным проведение мониторинга реализации нацпроектов в течение года. Управленческие решения принимаются зачастую на основе оценочных данных.

Решение проблемы возможно путем доработки методик расчета показателей, в т.ч. путем ввода ежемесячной, ежеквартальной периодичности (где это возможно), а также наделением полномочий федеральных ведомств, которые являются первичным источником информации, публиковать данные, необходимые для расчета показателей.

Отсутствие утвержденных методик расчета показателей федеральных и региональных проектов

Не решена. До сих пор не разработаны методики для 3-х показателей наццелей. В течение года Федеральный план статистических работ был дополнен, однако, не по всем показателям федеральных проектов утверждены методики. Также есть вопросы к качеству данных методик, которые иногда носят формальный характер и не способствуют корректной оценки достижения наццелей.

При решении данной проблемы важно согласовывать методики с профильными ведомствами (Росстат, Минэкономразвития). В случае выявления некорректных методик необходимо направлять предложения по их корректировке для включения в федеральный план статистических работ.

Отсутствие единой методологии (стандартов) при формировании планов мероприятий федеральных и региональных проектов

Решена. Правительством РФ утверждены "Методические указания по применению типов результатов и стандартизированных контрольных точек федеральных проектов" (утв. 22.03.2019 N 2523п-П6).

Некорректно сформированные паспорта, особенно в части плана мероприятий

Не решена. Паспорта проектов федеральных и региональных уровней содержат большое количество методологических ошибок, связанных с некорректным формулированием задач, результатов, контрольных точек. Это усложняет дальнейшее исполнение и мониторинг. Для решения необходима активизация работы участников с проектными офисами. Последним, в свою очередь, необходимо разработать «более понятные» методические рекомендации.

ОРГАНИЗАЦИЯ

Системные технические ошибки в ГИИС «Электронный бюджет»

Не решена. Повышенная нагрузка на систему в дни направления отчетности существенно увеличивает отклик работы системы, который во время пиковых нагрузок может достигать 15 минут. В итоге, часто невозможно сформировать и согласовать отчеты в срок. Необходима доработка системы.

Несоблюдение сквозной кодификации результатов федеральных и региональных проектов

Решена. Каждый результат в рамках регионального проекта должен кодироваться кодом федерального проекта (код основного мероприятия- 11 - 12 разряды кода классификации расходов бюджетов). См. письма Минфина от 6 июня 2019 г. № 02-05-11/41660 и от 28.06.2019 № 02-05-11/47971.

Отсутствие возможности заключения долгосрочных соглашений в случае, если расходные обязательства субъектов РФ характеризуются длительным сроком исполнения

Решена. Возможность предусмотрена, при этом, в каждом случае ФОИВ должен получить разрешение Правительства.

Сложный порядок принятия решений о внесении изменений в СБР в части расходов на реализацию нацпроектов, а также перераспределения средств между национальными и федеральными проектами (в рамках одного проекта)

Решена. Принят ФЗ от 28.11.2018 N 457-ФЗ, которым устанавливается возможность внесения изменений в сводную бюджетную роспись для перераспределения средств между национальными проектами без внесения изменений в федеральный закон о бюджете.

Утверждено Постановление Правительства РФ от 07.08.2019 N 1030 (ред. от 18.10.2019) "Об утверждении Правил принятия решений о внесении изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в части бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение реализации национальных проектов (программ) и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры".

Принято Постановление Правительства РФ от 30.07.2019 N 981 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288", которым расширены полномочия кураторов, проектных комитетов в части перераспределения средств.

Отсутствие регламентации сроков формирования правил предоставления МБТ (формируются в начале финансового года)

 

В процессе решения (по состоянию на декабрь 2019 разработан проект акта Правительства). В качестве меры предлагается установление предельного срока утверждения правил предоставления МБТ (до 1 декабря текущего финансового года), а также исключение возможности доведения уведомлений о предоставлении МБТ до утверждения правил их предоставления.

Заключение соглашений о предоставлении МБТ только на 1 год

Решена. В качестве меры предлагается обеспечить возможность заключение соглашения о предоставлении МБТ на тот же срок, на который законом о бюджете утверждено его распределение по субъектам РФ.

Укрупненные позиции в соглашениях

В процессе решения (разработан проект акта Правительства). В качестве меры предлагается установить запрет на укрупненные (подлежащие последующей детализации) позиции в соглашениях о предоставлении МБТ.

Отсутствие регламентации сроков заключения соглашений между Субъектом РФ и МО

В процессе решения (разработан проект акта Правительства). Предлагается установление предельного срока заключения в субъектах РФ соглашений о софинансировании расходных обязательств муниципальных образований за счет субсидий из федерального бюджета (15 календарных дней (или иной срок) со дня заключения соглашения между РФ и регионом).

Отсутствие регламентации сроков заключения соглашений с бюджетными и автономными учреждениями о предоставлении субсидий на иные цели

В процессе решения (разработан проект акта Правительства). Предлагается установление предельного срока заключения соглашений с бюджетными и автономными учреждениями о предоставлении субсидий на иные цели (15 февраля, а в случае проведения конкурса – 10 рабочих дней после его завершения).

Отсутствие регламентации предельных сроков завершения конкурсных процедур распределения бюджетных средств между Субъектами РФ и учреждениями

Не решена. Предлагается установление предельного срока для завершения конкурсных процедур распределения бюджетных средств между субъектами РФ и учреждениями (1 апреля (или иной срок)).

Большое количество субсидий на иные цели

Не решена. Предлагается поэтапное исключение иных межбюджетных трансфертов как формы межбюджетных трансфертов.

МОТИВАЦИЯ

Отсутствует система мотивации государственных служащих, вовлеченных в проектную деятельность

Не решена. Постановление о стимулировании федеральных государственных гражданских служащих все еще проходит процесс согласования в Правительстве.

Субъектам РФ будет рекомендовано разработать собственные нормативные акты по стимулированию, руководствуясь указанным актом Правительства.

МОНИТОРИНГ И КОНТРОЛЬ

Сложная система управления и контроля

Не решена. Большое количество запросов в регионы со стороны вышестоящих уполномоченных органов, в т.ч. федеральных. Пристальный контроль со стороны правоохранительных органов (формирование ежемесячного отчета). Пересечение контролирующих функций различных органов. Большой объем отчетности на бумажном носителе. Особенно остро проблема стоит для регионов.

Для решения необходимо:

·  интеграция существующих информационных систем мониторинга на всех уровнях управления, в т.ч. возможность выгрузки данных региональных систем мониторинга в систему управления национальными проектами в рамках информационной системы «Электронный бюджет»;

·  обеспечение доступа вышестоящих уполномоченных органов и органов контроля к данным информационных систем мониторинга.

*анализ проводился по состоянию на начало декабря 2019 года.

КЛЮЧЕВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ, ОЖИДАЕМЫЕ В 2020 ГОДУ

Наряду с исполнением новых поручений, в текущем году предстоит завершить разработку и утверждение ранее обсуждаемых документов, а также отдельные организационные мероприятия. Отметим наиболее значимые: 

  • ожидается регистрация на уровне Минюста России пакета «декабрьских» приказов Минфина России и Федерального казначейства России, регулирующих отдельные вопросы реализации Федерального закона от 2 декабря 2019 г. № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», в т.ч. в части осуществления казначейского обеспечения обязательств при казначейском сопровождении целевых средств, направляемых на реализацию национальных проектов; 
  • ожидается принятие Приказа Минфина России «О внесении изменений в Требования к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 186н». В случаях, если учреждению предоставляются субсидии (гранты в форме субсидий) в целях достижения результатов федерального проекта или регионального проекта, входящего в состав соответствующего национального проекта (программы), предусматривается дополнительная детализация по кодам целевых статей; 
  • ожидается принятие Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в Положение о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, об особенностях включения информации в такие планы-графики и о требованиях к форме планов-графиков закупок". В случае осуществления закупок, направленных на реализацию национальных и федеральных проектов, бюджетным и автономным учреждениям необходимо будет указывать в плане-графике общий объем финансового обеспечения, предусмотренный для осуществления закупок в текущем финансовом году, плановом периоде и последующих годах, детализированный на объем финансового обеспечения по каждому соглашению о предоставлении субсидии. Вступление в силу поправок предполагается с 1 апреля 2020 года; 
  • в первом квартале ожидается разработка рабочих планов проектов по трем пилотным нацпроектам. В дальнейшем планируется распространить опыт на остальные нацпроекты; 
  • в 2020 г. в городе Казани ожидается проведение всероссийского форума «Национальное развитие» (ранее планировалось его проведение в апреле т.г., однако в настоящее время срок уточняется).
Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями
Вступайте в клуб «Эксперт БФТ»!
Участники клуба получают специальные подарки и индивидуальные предложения
Клуб «Эксперт БФТ» в вашем смартфоне!
  • Быстрый доступ ко всем сервисам и разделам клуба
  • Оперативное оповещение о новых материалах