Понравилась статья? Поделитесь!
Предлагаем Вашему вниманию обзор основных событий и изменений в системе управления нацпроектами, произошедших в 2019 году. В статье вы найдете ответы на вопросы:
ЧТО СДЕЛАНО В УШЕДШЕМ ГОДУ?
Доработаны планы по достижению национальных целей.
Так, утвержден единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года. Можно говорить о том, что на федеральном уровне выстроена целостная система целеполагания. Однако к ней есть вопросы, в первую очередь, связанные с ее сложностью. Даже участникам проектной деятельности бывает сложно увязать документы стратегического планирования, не говоря уже о сторонних наблюдателях. Также и к самим целям есть много вопросов. Так, до сих пор не утверждены методики расчёта показателей по трем национальным целям.
Разработано большое количество систем контроля и мониторинга. Помимо новой системы стратегического мониторинга национальных целей Счетной палатой Российской Федерации посредством сайта https://ng.ach.gov.ru/ и системы управления национальными проектами в рамках ГИИС управления общественными финансами «Электронный бюджет» Минфина России появились новые системы, такие как:
В целях организации мониторинга национальных проектов показатели национальных проектов включены в Федеральный план статистических работ.
Осуществлён переход на электронный вид ведения и внесения изменений в национальные проекты, а также формирования отчетности в подсистеме управления национальными проектами ГИИС «Электронный бюджет».
Приняты постановления Правительства, направленные на повышение оперативности принятия решений для реализации национальных проектов. В том числе:
Усовершенствована методология нацпроектов в части плана мероприятий. Утверждены методические указания по применению типов результатов и стандартизированных контрольных точек, направленные на повышение качества и глубины планирования и последующего мониторинга федеральных и региональных проектов.
Введены новые формы отчетности для финансовых органов публично-правовых образований Российской Федерации и государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.
Внесены изменения в требования к нпа, регулирующим предоставление субсидий, формы соглашений о предоставлении иного МБТ из федерального бюджета бюджету субъекта РФ с учетом особенностей, обусловленных реализацией национальных проектов. В т.ч.:
На едином портале бюджетной системы российской федерации открыты данные всех паспортов национальных, федеральных и региональных проектов, а также данные исполнения бюджетов всей страны по нацпроектам. На портале budget.gov.ru в меню «Данные и сервисы\Открытые данные» доступны три новых набора открытых данных в формате API (параметры реализации национальных, федеральных и региональных проектов).
Создано АНО «Национальные приоритеты» (Распоряжения от 30 ноября 2019 года №2880-р). Цель деятельности новой структуры – повышение осведомлённости граждан о возможностях и результатах национальных проектов, расширение участия граждан в их реализации.
Детальный перечень наиболее значимых изменений в части реализации нацпроектов, произошедших в 2019 году, приведён в Таблице 1, с которой можно ознакомиться перейдя по ссылке.
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
В процессе реализации национальных проектов проявилось большое количество проблем. Именно эти проблемы и стали основной причиной низкого уровня исполнения срывов сроков по исполнению федеральных и региональных проектов. Как свидетельствуют предварительные данные об исполнении расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов на 1 января 2020 года, опубликованные на сайте Минфина России 17.01.2020 года (см. https://www.minfin.ru/ru/press-center/?id_4=36929-predvaritelnye_dannye_ob_ispolnenii_raskhodov_federalnogo_byudzheta_na_ryealizatsiyu_natsionalnykh_proektov_na_1_yanvarya_2020_goda), средний процент исполнения национальных проектов по итогам 2019 года составил 91,4%. При этом разброс исполнения находится в пределах от 66,3% (НП «Экология») до 99,1% (НП «Наука»).
Средний процент исполнения национальных проектов по итогам 2019 года составил 91,4 процента. При этом разброс исполнения находится в пределах от 66,3% (НП «Экология») до 99,1 % (НП «Наука»).
В Таблице 2 приведены наиболее часто обсуждаемые специалистами и экспертами проблемы, структурированные по функциям управления в рамках национальных проектов.
Таблица 2
Проблемы, выявленные при реализации национальных проектов в 2019 году*
Проблема |
Характеристика |
---|---|
ПЛАНИРОВАНИЕ |
|
Установление завышенных показателей для регионов |
Не решена. Проблема влечет за собой заведомое неисполнение показателей. Решение проблемы требует учета всех ключевых региональных особенностей (инфраструктурных и социально-экономических) и активной работы региона на этапе заключения соглашений (допсоглашений) о реализации регионального проекта. |
Низкая обоснованность корреляции результатов и показателей |
Не решена. Планирование задач и результатов зачастую ограничено уровнем финобеспечения. При этом даже безупречное выполнение всех мероприятий может не привести к итоговому достижению показателей. Для решения проблем необходимо адекватно оценивать обеспеченность показателей результатами и, в случае необходимости, изыскивать дополнительные ресурсы. |
Появление показателей в статистическом учете после даты формирования отчетности |
Не решена. Целевые показатели национальных проектов зачастую вычисляются с годовой периодичностью, что делает невозможным проведение мониторинга реализации нацпроектов в течение года. Управленческие решения принимаются зачастую на основе оценочных данных. Решение проблемы возможно путем доработки методик расчета показателей, в т.ч. путем ввода ежемесячной, ежеквартальной периодичности (где это возможно), а также наделением полномочий федеральных ведомств, которые являются первичным источником информации, публиковать данные, необходимые для расчета показателей. |
Отсутствие утвержденных методик расчета показателей федеральных и региональных проектов |
Не решена. До сих пор не разработаны методики для 3-х показателей наццелей. В течение года Федеральный план статистических работ был дополнен, однако, не по всем показателям федеральных проектов утверждены методики. Также есть вопросы к качеству данных методик, которые иногда носят формальный характер и не способствуют корректной оценки достижения наццелей. При решении данной проблемы важно согласовывать методики с профильными ведомствами (Росстат, Минэкономразвития). В случае выявления некорректных методик необходимо направлять предложения по их корректировке для включения в федеральный план статистических работ. |
Отсутствие единой методологии (стандартов) при формировании планов мероприятий федеральных и региональных проектов |
Решена. Правительством РФ утверждены "Методические указания по применению типов результатов и стандартизированных контрольных точек федеральных проектов" (утв. 22.03.2019 N 2523п-П6). |
Некорректно сформированные паспорта, особенно в части плана мероприятий |
Не решена. Паспорта проектов федеральных и региональных уровней содержат большое количество методологических ошибок, связанных с некорректным формулированием задач, результатов, контрольных точек. Это усложняет дальнейшее исполнение и мониторинг. Для решения необходима активизация работы участников с проектными офисами. Последним, в свою очередь, необходимо разработать «более понятные» методические рекомендации. |
ОРГАНИЗАЦИЯ |
|
Системные технические ошибки в ГИИС «Электронный бюджет» |
Не решена. Повышенная нагрузка на систему в дни направления отчетности существенно увеличивает отклик работы системы, который во время пиковых нагрузок может достигать 15 минут. В итоге, часто невозможно сформировать и согласовать отчеты в срок. Необходима доработка системы. |
Несоблюдение сквозной кодификации результатов федеральных и региональных проектов |
Решена. Каждый результат в рамках регионального проекта должен кодироваться кодом федерального проекта (код основного мероприятия- 11 - 12 разряды кода классификации расходов бюджетов). См. письма Минфина от 6 июня 2019 г. № 02-05-11/41660 и от 28.06.2019 № 02-05-11/47971. |
Отсутствие возможности заключения долгосрочных соглашений в случае, если расходные обязательства субъектов РФ характеризуются длительным сроком исполнения |
Решена. Возможность предусмотрена, при этом, в каждом случае ФОИВ должен получить разрешение Правительства. |
Сложный порядок принятия решений о внесении изменений в СБР в части расходов на реализацию нацпроектов, а также перераспределения средств между национальными и федеральными проектами (в рамках одного проекта) |
Решена. Принят ФЗ от 28.11.2018 N 457-ФЗ, которым устанавливается возможность внесения изменений в сводную бюджетную роспись для перераспределения средств между национальными проектами без внесения изменений в федеральный закон о бюджете. Утверждено Постановление Правительства РФ от 07.08.2019 N 1030 (ред. от 18.10.2019) "Об утверждении Правил принятия решений о внесении изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в части бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение реализации национальных проектов (программ) и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры". Принято Постановление Правительства РФ от 30.07.2019 N 981 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288", которым расширены полномочия кураторов, проектных комитетов в части перераспределения средств. |
Отсутствие регламентации сроков формирования правил предоставления МБТ (формируются в начале финансового года)
|
В процессе решения (по состоянию на декабрь 2019 разработан проект акта Правительства). В качестве меры предлагается установление предельного срока утверждения правил предоставления МБТ (до 1 декабря текущего финансового года), а также исключение возможности доведения уведомлений о предоставлении МБТ до утверждения правил их предоставления. |
Заключение соглашений о предоставлении МБТ только на 1 год |
Решена. В качестве меры предлагается обеспечить возможность заключение соглашения о предоставлении МБТ на тот же срок, на который законом о бюджете утверждено его распределение по субъектам РФ. |
Укрупненные позиции в соглашениях |
В процессе решения (разработан проект акта Правительства). В качестве меры предлагается установить запрет на укрупненные (подлежащие последующей детализации) позиции в соглашениях о предоставлении МБТ. |
Отсутствие регламентации сроков заключения соглашений между Субъектом РФ и МО |
В процессе решения (разработан проект акта Правительства). Предлагается установление предельного срока заключения в субъектах РФ соглашений о софинансировании расходных обязательств муниципальных образований за счет субсидий из федерального бюджета (15 календарных дней (или иной срок) со дня заключения соглашения между РФ и регионом). |
Отсутствие регламентации сроков заключения соглашений с бюджетными и автономными учреждениями о предоставлении субсидий на иные цели |
В процессе решения (разработан проект акта Правительства). Предлагается установление предельного срока заключения соглашений с бюджетными и автономными учреждениями о предоставлении субсидий на иные цели (15 февраля, а в случае проведения конкурса – 10 рабочих дней после его завершения). |
Отсутствие регламентации предельных сроков завершения конкурсных процедур распределения бюджетных средств между Субъектами РФ и учреждениями |
Не решена. Предлагается установление предельного срока для завершения конкурсных процедур распределения бюджетных средств между субъектами РФ и учреждениями (1 апреля (или иной срок)). |
Большое количество субсидий на иные цели |
Не решена. Предлагается поэтапное исключение иных межбюджетных трансфертов как формы межбюджетных трансфертов. |
МОТИВАЦИЯ |
|
Отсутствует система мотивации государственных служащих, вовлеченных в проектную деятельность |
Не решена. Постановление о стимулировании федеральных государственных гражданских служащих все еще проходит процесс согласования в Правительстве. Субъектам РФ будет рекомендовано разработать собственные нормативные акты по стимулированию, руководствуясь указанным актом Правительства. |
МОНИТОРИНГ И КОНТРОЛЬ |
|
Сложная система управления и контроля |
Не решена. Большое количество запросов в регионы со стороны вышестоящих уполномоченных органов, в т.ч. федеральных. Пристальный контроль со стороны правоохранительных органов (формирование ежемесячного отчета). Пересечение контролирующих функций различных органов. Большой объем отчетности на бумажном носителе. Особенно остро проблема стоит для регионов. Для решения необходимо: · интеграция существующих информационных систем мониторинга на всех уровнях управления, в т.ч. возможность выгрузки данных региональных систем мониторинга в систему управления национальными проектами в рамках информационной системы «Электронный бюджет»; · обеспечение доступа вышестоящих уполномоченных органов и органов контроля к данным информационных систем мониторинга. |
*анализ проводился по состоянию на начало декабря 2019 года.
КЛЮЧЕВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ, ОЖИДАЕМЫЕ В 2020 ГОДУ
Наряду с исполнением новых поручений, в текущем году предстоит завершить разработку и утверждение ранее обсуждаемых документов, а также отдельные организационные мероприятия. Отметим наиболее значимые:
Последние статьи автора
5 февраля 2020
Понравилась статья? Поделитесь!
Никакого спама – 1 письмо 1 раз в неделю!