Понравилась статья? Поделитесь!
Комплексные кадастровые работы - новая технология упорядочения землепользования, введенная в федеральное законодательство сравнительно недавно. Проведение этих работ регламентируется главой 4.1. Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», введенной в действие с 1 января 2015 года.
16 сентября этого года вступил в силу федеральный закон от 17.06.2019 № 150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту – Закон № 150-ФЗ), действие которого направлено на упрощение порядка проведения комплексных кадастровых работ.
|
По общим правилам комплексные кадастровые работы выполняются одновременно в отношении всех земельных участков, расположенных на территории одного кадастрового квартала или нескольких смежных кадастровых кварталов. Заказчиком проведения таких работ выступают органы местного самоуправления и органы государственной власти в городах федерального значения. Исполнителем являются кадастровые инженеры, выполняющие работы как индивидуальные предприниматели или как сотрудники юридического лица, в рамках государственного контракта, заключенного в соответствии с законодательством. В ходе проведения работ на территории решаются следующие задачи:
Результатом комплексных кадастровых работ является подготовка проекта карты-плана территории, сведения по которой вносятся в Единый государственный реестр недвижимости. Этот документ является универсальным для целей землепользования, планирования и зонирования территорий.
Органы местного самоуправления заинтересованы в качественном проведении комплексных кадастровых работ, максимальном наполнении ЕГРН сведениями о ранее учтенных земельных участках, которые одновременно являются объектами налогообложения в части местных налогов. На сегодняшний день для многих муниципалитетов вопрос полноты сведений об объектах учета содержащихся в ЕГРН, остается актуальным.
Нововведения, внесенные Законом № 150-ФЗ, затрагивают широкий спектр вопросов в части проведения комплексных кадастровых работ, от планирования и организации до оформления результатов.
В первую очередь хочется отметить, что указанным законом введена возможность проведения комплексных кадастровых работ при отсутствии утвержденного проекта межевания, в случаях, когда такой проект не должен утверждаться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Следующим нововведением является то, что комплексные кадастровые работы теперь могут выполняться кадастровым инженером, который является работником юридического лица - заказчика работ, при условии, что кадастровые работы выполняются для собственных нужд. Специалиста можно будет оформить в штат, на основании трудового договора. Кадастровый инженер в ходе проведения работ сможет использовать в работе технические паспорта, оценочную и иную документацию, хранящуюся в организациях технического учета и инвентаризации, бесплатно.
В соответствии с изменениями, внесенными Законом № 150-ФЗ в ст. 42.1. Федерального закона «О кадастровой деятельности», комплексные кадастровые работы теперь будут проводиться с учетом особенностей и требований соответствующего отраслевого законодательства в отношении:
Кроме того, в соответствии с внесёнными новациями, расширен перечень земельных участков, в отношении которых комплексные кадастровые работы проводиться не должны. К ним относятся земельные участки, являющиеся предметом договоров об освоении территории, в целях строительства стандартного жилья, а также земельные участки, комплексное развитие которых будет осуществляться как по инициативе правообладателей объектов недвижимости, находящихся в границах территории, так и по инициативе муниципалитетов.
Важным нововведением является и то, что теперь в Федеральном законе от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» установлен порядок выявления самовольного занятия земельных участков, а также порядок уточнения границ земельных участков, площадь которых имеет расхождения с данными в ЕГРН. В ходе проведения комплексных кадастровых работ, в случае выявления земельных участков и недвижимых объектов, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН и в отношении которых у пользователей объектов отсутствуют правоустанавливающие документы, кадастровый инженер будет направлять сведения о выявленных объектах (включая сведения о местоположении границ и площади земельного участка, местоположении зданий, сооружений на земельном участке) в:
т.е. органы, уполномоченные на осуществление государственного земельного контроля и надзора соответственно, для принятия ими соответствующих мер.
Закон № 150-ФЗ внес изменения и в срок осуществления государственного кадастрового учета на основании подготовленной в результате выполнения комплексных кадастровых работ проекта карты-плана территории. В связи с тем, что карта-план территории - документ достаточно объемный, теперь сведения в ЕГРН на его основании будут вноситься в течение 15 рабочих дней, вместо ранее установленных 5 дней. Также вышеуказанным законом расширен перечень реестровых ошибок, которые будут устраняться Росреестром самостоятельно, в случае уточнения границ земельных участков, площадь которых имеет расхождения с данными ЕГРН.
В заключении следует отметить, что данный закон был разработан по инициативе Минэкономразвития России в результате анализа итогов выполнения комплексных кадастровых работ в 2017 году в трех пилотных регионах – Республике Тыва, Астраханской и Белгородской областях. Кроме того, были учтены предложения субъектов по доработке федерального закона «О кадастровой деятельности».
В 2018 году комплексные кадастровые работы выполнялись в 13 регионах: республиках Башкортостан, Коми, Мордовия, Саха (Якутия), Тыва, Забайкальском, Камчатском, Пермском, Хабаровском краях, Амурской, Вологодской, Псковской областях, городе Севастополе. В 2019 году работы будут проведены еще в 33 субъектах Российской Федерации.
Данные работы проводятся в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2020 годы)», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2013г. № 903. Основными целями мероприятий программы является обеспечение полноты сведений государственного кадастра недвижимости, повышение уровня юридической защиты прав законных интересов правообладателей, устранение кадастровых (реестровых) ошибок, допущенных при определении местоположения границ земельных участков, а также снижение количества земельных споров.
Общий объем финансирования мероприятий по проведению комплексных кадастровых работ, согласно Федерального закона от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» за весь период действия программы составит 652 млн. руб. Мероприятия программы проводятся по направлению, касающемуся, развития системы повышения качества сведений содержащихся в ЕГРН, на условиях софинансирования, с использованием средств субъектов Российской Федерации и средств федерального бюджета. Распределение средств по годам и уровням бюджета представлено в диаграмме.
Данной программой предусмотрено проведение кадастровых работ на территориях субъектов Российской Федерации, имеющих высокий налоговый и инвестиционный потенциал.
Таким образом, проведение комплексных кадастровых работ, является одной из позиций в реализации целевых моделей по созданию благоприятного инвестиционного климата российских территорий.
Фактически комплексные кадастровые работы позволяют провести полную инвентаризацию всех земельных участков и объектов недвижимости на соответствующей территории, что дает возможность актуализировать налоговую базу по имущественным налогам в отношении объектов недвижимости, вовлечь их в хозяйственный и налоговый оборот.
Совершенствование порядка проведения таких масштабных мероприятий, как комплексные кадастровые работы, очень своевременно и важно для решения вопросов общего значения в сфере земельных отношений, тем более, с такой серьезной финансовой поддержкой из федерального бюджета. Качественно проведенные комплексные кадастровые работы обеспечивают эффективное использование земли и объектов недвижимости и, как следствие, увеличение доходной части бюджетов всех уровней.
Для получения консультаций по всем интересующим вопросам в сфере земельных и имущественных отношений вы можете обратиться к ведущим экспертам Компании БФТ и получить квалифицированную консультацию.
Последние статьи автора
Управление дебиторской задолженностью: современные вызовы и цифровые инструменты
Новые тренды: электронные торги по аренде государственного и муниципального имущества
29 октября 2019
Понравилась статья? Поделитесь!
Никакого спама – 1 письмо 1 раз в неделю!