Повышение уровня финансовой грамотности: от реализации проекта Всемирного банка к Стратегии развития и региональным программам
Повышение уровня финансовой грамотности: от реализации проекта Всемирного банка к Стратегии развития и региональным программам

Автор

Айнур Тухватуллин,

Ведущий консультант ДМАиК

Время чтения: 18 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

Высокий уровень осведомленности жителей в области финансов способствует социальной и экономической стабильности в стране. Знание основных финансовых понятий, умение их использовать на практике, даёт возможность гражданам грамотно управлять своими денежными средствами - вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения. В этой связи, разработка и внедрение программ по повышению финансовой грамотности населения много лет является одним из приоритетных направлений государственной политики во многих развитых странах, например в США, Великобритании и Австралии.

Эксперт БФТ

Правительство Российской Федерации ведет последовательную работу по повышению финансовой грамотности населения. Меры по формированию финансовой грамотности нашли отражение в документах стратегического планирования Российской Федерации. Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой  распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018), повышение финансовой грамотности обозначено в качестве одного из основных направлений формирования инвестиционного ресурса.

Более восьми лет (с июля 2011 года) на территории Российской Федерации осуществляется реализация совместного проекта Минфина России и Всемирного Банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» (далее – Проект). Целью Проекта является повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у населения разумного финансового поведения, обоснованных решений, ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг. В Проекте участвуют Роспотребнадзор, Центральный Банк РФ, Минобрнауки РФ, Минэкономразвития РФ, другие ведомства и организации.

Проект софинансируется Всемирным банком (в лице его основного кредитного учреждения – Международного банка реконструкции и развития (МБРР)). Его первоначальная цена составляла 113 млн долларов (доля заема МБРР – 25 млн), позднее она выросла почти в два раза – до 209,7 млн долларов. Рост произошел за счет доли софинансирования проекта со стороны России, срок реализации также увеличился – с 5 до 9,5 года[1].

Основные направления реализации проекта[2]:

  • разработка стратегии повышения финансовой грамотности;
  • мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности населения;
  • создание кадрового потенциала в области повышения финансовой грамотности населения;
  • образовательные программы и информационные кампании по финансовой грамотности;
  • совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг. 

В рамках направления «создание кадрового потенциала в области повышения финансовой грамотности населения» одним из ключевых элементов Проекта является реализация региональных программ повышения финансовой грамотности. Цель работы по этому направлению – формирование институционального и кадрового потенциала на региональном уровне. В частности, предполагается:

  • создание сети региональных центров финансовой грамотности (далее – РЦФГ);
  • проведение апробации и реализации образовательных программ и информационных продуктов, разработанных в рамках Проекта на федеральном уровне;
  • привлечение региональных и муниципальных администраций к участию в Проекте. 

Реализация региональных программ повышения финансовой грамотности проходила в два этапа:

В 2011 году на стадии подготовки Проекта были определены и внесены в Соглашение о Займе два Пилотных региона – Калининградская область и Волгоградская область, ставшие основными площадками для апробации и тестирования всех материалов, разрабатываемых в рамках Проекта.

В 2013 году начат второй этап, основанный на опыте Пилотных регионов. Разработана рамочная региональная программа повышения финансовой грамотности и механизм отбора регионов для участия в Проекте на конкурсной основе. Приглашения для участия в конкурсе были направлены Минфином России во все регионы Российской Федерации.

По результатам конкурса в сентябре 2013 г. для участия в Проекте дополнительно были отобраны семь регионов: Республика Татарстан, Алтайский край, Краснодарский край, Ставропольский край, Архангельская область, Саратовская область, Томская область.

Основной задачей регионов-участников Проекта является разработка и реализация комплекса мероприятий по широкому распространению финансовой грамотности для всех целевых групп Проекта. В результате в регионах сформирован кадровый, технологический, инфраструктурный и информационный потенциал, способный эффективно реализовывать задачи повышения финансовой грамотности населения,  а также заложены условия для его последующего устойчивого развития и тиражирования результатов на другие регионы.

В 2017 году распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 2039-р утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности на 2017 - 2023 годы (далее – Стратегия). Период действия Стратегии превышает сроки реализации Проекта, она стала, своего рода, следствием и результатом работы, проводимой Минфином России  с 2011 года в его рамках.

Стратегия определила долгосрочные направления развития в соответствующей сфере, единые подходы к их реализации, последовательность шагов по достижению стратегических целей, а также перечень ожидаемых результатов. Кроме того, Стратегия содержит определение термина «финансовая грамотность», так обозначено, что: 

«Финансовая грамотность - результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния». 

Важно, что реализация мер в сфере государственного управления по  повышению финансовой грамотности населения, созданию системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации, рассматривается не только как задача федеральных органов власти.

Для эффективной реализации Стратегии органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется принять к сведению основные положения Стратегии и использовать их в стратегическом планировании. Стратегия является основой для разработки государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.7 Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы (утв. Банком России, Минфином России 03.12.2018), в период 2018-2019 гг. органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации должна быть проведена разработка и утверждение таких документов, направленных на повышение финансовой грамотности населения и защиту прав потребителей финансовых услуг, как:

  • стратегический план деятельности субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
  • региональная программа повышения уровня финансовой грамотности населения (или иные программы, включающие соответствующие мероприятия). 

Реализация Стратегии осуществляется в два этапа. По итогам реализации первого этапа (2017 – 2019) планируется в т.ч. подготовка предложений и обоснований законодательных инициатив для совершенствования законодательного обеспечения участия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в реализации мероприятий Стратегии. В этих целях запланировано внесение изменений в действующую законодательную базу, определяющую полномочия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в рамках реализации мероприятий Стратегии, и, в частности, в:

  • Федеральный закон от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В рамках второго этапа реализации Стратегии (2020 - 2023) предполагается включение мероприятий Стратегии в государственные  программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» и  разработка механизма финансирования (софинансирования) мероприятий по её реализации, в том числе в субъектах Российской Федерации. При этом, при необходимости, параметры Стратегии могут быть скорректированы с учетом проводимых в рамках Проекта мероприятий и получаемых результатов.

В настоящее время в регионах-участниках Проекта на базе действующих РЦФГ создаются площадки для методической, консультационной, экспертной и информационной поддержки регионов, участвующих в реализации Стратегии. Планируется проведение систематических мероприятий по представлению лучших  практик, направленных на повышение финансовой грамотности населения и защиту прав потребителей финансовых услуг, и обмен опытом реализации  региональных программ.

По данным Минфина России уже заключено более 40 соглашений с регионами о реализации Стратегии[3]. Основные этапы и динамика реализации Проекта в целом представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Основные этапы реализации Проекта[4]

Период (год)

Что сделано

2011 – 2013 гг.

созданы рамки компетенций для учащихся и взрослого населения, разработаны методики, учебные пособия и программы, системы оценки эффективности реализации и мониторинга уровня финансовой грамотности, проведено апробирование

2011 – 2014 гг.

созданы РЦФГ в следующих регионах:

1. Алтайский край

2. Архангельская область

3. Волгоградская область

4. Калининградская область

5. Краснодарский край

6. Республика Татарстан

7. Саратовская область

8. Ставропольский край

9. Томская область

2013 – 2017 гг.

широкая апробация, финальная доработка и корректировка методик, создание системы информационной и методической поддержки Проекта, системы развития кадрового потенциала, системы содействия защите прав потребителей финансовых услуг

Сентябрь 2017 г.

Правительство Российской Федерации приняло Стратегию повышения финансовой грамотности населения на период с 2017 по 2023 год

2017 – 2020 гг.

реализация Стратегии развития финансовой грамотности (в рамках Проекта)

Декабрь 2018 г.

Банком России, Минфином России утвержден План мероприятий ("дорожная карта") по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы"

2017 – 2020 гг.

распространение полученных результатов

2021 – 2023 гг.

предполагается включение мероприятий Стратегии в государственную программу и выделение на указанные цели средств федерального бюджета

 

Опыт создания и функционирования региональных центров финансовой грамотности (РЦФГ)

Как отмечалось выше,  одним из ключевых элементов системы развития финансовой грамотности, является наличие кадрового потенциала в области повышения финансовой грамотности населения, а также обеспечение постоянно действующей подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации методистов, тьюторов, учителей и преподавателей по основам финансовой грамотности. В числе эффективных инструментов, позволяющих решить эту задачу, вышеупомянутым Проектом определена деятельность  региональных центров финансовой грамотности (далее – РЦФГ).

В целях выявления закономерностей и специфики практического опыта пилотных регионов по созданию и развитию РЦФГ, нами был проведен анализ открытых данных, размещенных в информационных и правовых справочных системах. Анализ проводился через призму государственных программ соответствующих субъектов Российской Федерации. Все госпрограммы действующие, с разным сроком реализации, за исключением госпрограммы Республики Татарстан, которая действовала только в период 2016-2018 гг.

Результаты проведённого анализа опыта Калининградской, Архангельской, Томской, Волгоградской и Саратовской области, Республики Татарстан, Алтайского, Краснодарского и Ставропольского края, в разрезе отдельных направлений приведены ниже.

В число задач и направлений деятельности РЦФГ входит[5]:

  • координация исполнителей программы по повышению финансовой грамотности;
  • участие в проведении исследований, мониторингов, экспертиз эффективности реализации программы по повышению финансовой грамотности, участие в ее корректировке;
  • внедрение регламентов, методик и процедур РЦФГ для оказания консультационной, образовательной, информационной поддержки целевым группам программы;
  • организация работы с системой образования;
  • организация работы с населением;
  • организация взаимодействия с иными заинтересованными сторонами;
  • создание сети филиалов РЦФГ в муниципальных районах (при необходимости).

При этом следует отметить, что меры, реализуемые регионами в рамках организации работы с системой образования, населением и взаимодействия с иными заинтересованными сторонами довольно разнообразны. Их детализация приведена в Таблице 2. 

Таблица 2 

Варианты детализации задач по отдельным направлениям работы 

Организация работы с системой образования

Организация работы с населением

Организация взаимодействия с иными заинтересованными сторонами

  • разработка и совершенствование инструментов повышения финансовой грамотности населения;
  • участие в разработке и реализации образовательных программ по повышению финансовой грамотности населения;
  • разработка методических рекомендаций для преподавателей, "учителей" и консультантов по применению инструментов повышения финансовой грамотности;
  • содействие повышению квалификации преподавателей региона;
  • оказание информационно-методической поддержки преподавателям;
  • организация конференций, заседаний "круглого стола" по обмену опытом для преподавателей, участвующих в образовательных программах по повышению финансовой грамотности населения;
  • внедрение образовательных модулей, их апробация и последующее тиражирование. 
  • разработка инструментов информирования широкой общественности о необходимости повышения финансовой грамотности;
  • организация мероприятий, семинаров, конкурсов и иных мероприятий для привлечения различных целевых групп;
  • формирование центров для обучения и просвещения населения;
  • проведение семинаров, конференций по вопросам финансовой грамотности;
  • разработка анкет и других форм сбора информации в целях проведения социологических опросов среди населения;
  • разработка и распространение учебной литературы, информационных материалов;
  • проведение консультаций по вопросам повышения финансовой грамотности.

 

  • организация взаимодействия с органами местного самоуправления по вопросам повышения финансовой грамотности населения муниципальных образований;
  • организация взаимодействия с финансовыми институтами по проведению дней открытых дверей, семинаров, лекций с участием представителей банков, брокерских компаний и др.;
  • работа с организациями, ассоциациями, содействующими защите прав потребителей и работающих в сфере финансового консультирования;
  • работа с работодателями, заинтересованными в подготовке кадров по тематике финансовой грамотности.

 

 

Большинство РЦФГ создаются на базе организаций, оказывающих образовательные услуги. Из перечня организаций пилотных регионов, на базе которых созданы РЦФГ, можно выделить следующие формы организаций:

  • государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования;
  • государственное казенное учреждение дополнительного профессионального образования;
  • краевое автономное учреждение;
  • автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования;некоммерческое партнерство.
  • федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования;
  • федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования;
  • филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования. 

Деятельность РЦФГ финансируется за счет средств регионального бюджета; средств регионального бюджета и внебюджетных источников[6];внебюджетных источников. 

РЦФГ финансируются путем предоставления субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным НКО, в т.ч.:

  • целевых субсидий;
  • предоставления гранта в форме субсидии.

О рейтинге финансовой грамотности регионов

Об эффективности реализации региональных программ можно судить в т.ч. по рейтингу финансовой грамотности регионов России 2018 г[7]. Формирование указанного рейтинга проводится следующим образом.

Для оценки общего уровня финансовой грамотности населения используется Индекс финансовой грамотности. Индекс отражает способность человека к разумному управлению личными финансами. Методология измерения Индекса разработана Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Для каждого региона в соответствии с методикой ОЭСР проводится расчет значения частных индексов «Знания», «Навыки», «Установки». По каждому частному индексу выстраивается упорядоченный список регионов – от наибольшего значения до наименьшего. Каждый из регионов получает свое место в этом списке – ранг. Далее регионы разбиваются на пять групп и каждому региону присваивается буквенный код:

  • «Группа a - Высокий» (ранги с 1 по 16);
  • «Группа b – Выше среднего» (ранги с 17 по 33);
  • «Группа c - Средний» (ранги с 34 по 52);
  • «Группа d – Ниже среднего» (ранги с 53 по 69);
  • «Группа e - Низкий» (ранги с 70 по 85).

Следующим шагом является присвоение для каждого региона в соответствии с методикой ОЭСР проводится расчет значений Индекса как суммы значений трех частных индексов, которому аналогично частным индексам присваивается буквенный код, соответствующий рейтингу региона.

В рамках упоминаемого Проекта Аналитическим центром «Национальное агентство финансовых исследований» (НАФИ) было проведено социологическое исследование. Опрос проводился методом личного формализованного интервью по месту жительства респондента. 

Ситуация в анализируемых регионах выглядит следующим образом (таблица 3).

Таблица 3

Индекс финансовой грамотности в пилотных регионах и регионах-участниках Проекта[8]

Регион

Рейтинг

Знания

Навыки

Установки

Алтайский край

A

a

b

e

Калининградская область

A

b

a

a

Томская область

B

e

a

b

Архангельская область

C

c

d

b

Волгоградская область

C

b

c

d

Республика Татарстан

C

c

c

d

Краснодарский край

D

c

d

d

Саратовская область

D

c

c

d

Ставропольский край

E

c

e

b

 

Как видим, в лидерах Алтайский край, Калининградская и Томская область. В этой связи, представляется, что при масштабировании мероприятий  Проекта на другие регионы, особое внимание стоит уделить опыту именно этих регионов.

Заключение

Работа по повышению финансовой грамотности населения должна вестись с учетом долгосрочной перспективы. По имеющимся данным, в рейтингах финграмотности, составленных по результатам проведения опросов в период 2014-2016 гг,,  Россия занимала 9-е место[9] среди стран G20. А это значит, что есть потенциал для роста. Одним из драйверов роста являются принятые Стратегия и План мероприятий (дорожная карта).

Согласно положениям Стратегии в текущем году планируется завершение подготовки проекта типовой региональной программы, в который войдут лучшие наработки в методологической и практической части реализации повышения уровня финансовой грамотности в регионах. Это позволит регионам провести актуализацию действующих региональных программ, а также обеспечить внедрение единых подходов в организации деятельности, направленной на достижение целей и решение задач в сфере повышения финансовой грамотности населения.

Ожидаемым результатом совместной работы будет являться достижение главной цели - создания основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия финансового благополучия домохозяйств и обеспечения устойчивого экономического роста. 

[1] Счетная палата проверила проект Минфина по повышению финансовой грамотности // Российская газета - Федеральный выпуск № 69(7827). URL: https://rg.ru/2019/03/28/schetnaia-palata-proverila-proekt-minfina-po-povysheniiu-finansovoj-gramotnosti.html

[2] Стратегия повышения финансовой грамотности // Минфин России. URL: https://rg.ru/2019/03/28/schetnaia-palata-proverila-proekt-minfina-po-povysheniiu-finansovoj-gramotnosti.html

[3] Создание потенциала в области повышения финансовой грамотности // Минфин России. URL: https://www.minfin.ru/ru/om/fingram/directions/regions/

[4] На основе материалов Портала «Дружи с финансами». URL: https://vashifinancy.ru/about/

[5] Отметим, что в рамках госпрограмм не все регионы определяют задачи и направления деятельности РЦФГ

[6] под внебюджетными источниками понимаются средства Проекта, направляемые непосредственно хозяйствующим субъектам, осуществляющим реализацию мероприятий Проекта на территории региона. Привлечение внебюджетных средств осуществляется в рамках Договора о реализации Проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации"

[7] Рейтинг финансовой грамотности регионов России 2018 г. URL: https://karta.vashifinancy.ru/

[8] На основе материалов Портала «Дружи с финансами». URL: https://vashifinancy.ru/about/

[9] https://vashifinancy.ru/upload/iblock/773/7736e49e5faa2d08e8e4d77140ac0543.pdf

Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями
Вступайте в клуб «Эксперт БФТ»!
Участники клуба получают специальные подарки и индивидуальные предложения
Клуб «Эксперт БФТ» в вашем смартфоне!
  • Быстрый доступ ко всем сервисам и разделам клуба
  • Оперативное оповещение о новых материалах