Актуальные изменения в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
/ / Изменения законодательства
Актуальные изменения в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
Время чтения: 6 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

Ключевым нормативным правовым актом в сфере закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд является Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ). За истекшие с момента выхода Закона № 44-ФЗ более шести лет закон постоянно совершенствовался, претерпевал изменения и многочисленные доработки. С одной стороны, это было обусловлено необходимостью «доводки» новых положений в целях обеспечения эффективности практического применения. А с другой, по мере увеличения периода действия Закона № 44-ФЗ, уже и необходимостью совершенствования системы закупок в целом. 

Актуальные изменения в Федеральный закон  "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг  для обеспечения государственных и муниципальных нужд"  (Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ)

Очередной вехой на пути развития контрактных отношений стал Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 71-ФЗ). Датой вступления в силу большинства положений 71-ФЗ (за исключением некоторых норм, по которым установлены иные сроки вступления в силу) является 1 июля 2019 года.

В связи с высокой значимостью вопроса закупок и степенью актуальности Закона № 71-ФЗ рассмотрим более детально основные изменения, внесенные новым Федеральным законом в Закон № 44-ФЗ, применительно к отдельным его статьям.

I. Статья 22

Первой из значительных новаций, введенных Законом № 71-ФЗ, можно назвать появление в Законе № 44-ФЗ понятия «начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги» (Статья 22. Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги), широко используемого по тексту Закона № 44-ФЗ.

При этом, статья 22 дополнена частью 24, поясняющей суть нововведения, согласно которой в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 Закона № 44-ФЗ (Нормирование в сфере закупок) требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет:

  • начальную цену единицы товара, работы, услуги,
  • начальную сумму цен указанных единиц,
  • максимальное значение цены контракта,
  • а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги.

Согласно новому подходу, заказчики должны рассчитывать и обосновывать начальную цену каждой единицы товара, работы, услуги, используя те же методы, с помощью которых определяется НМЦК. Все полученные цены требуется сложить, чтобы найти начальную сумму цен единиц товара, работы, услуги. Соответственно, участники торгов делают предложения не о цене контракта, а о сумме цен единиц, не превышающие ее.

В то же время, в Законе № 71-ФЗ прямо указано исключение из данного правила – осуществление закупок лекарственных средств с указанием цены единицы товара, а также начальной суммы цен единиц товара и максимального значения цены контракта не допускается до 1 октября 2019 года. При этом положения Закона № 44-ФЗ, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если не установлено иное.

Статья 22 Закона № 44-ФЗ также дополнена частью 23, по сути, позволяющей определить перечень ценовых сведений, подлежащих размещению с использованием единой информационной системы в сфере закупок среди информации и документов, указанных в части 3 статьи 4 Закона № 44-ФЗ, а именно:  

«В информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная цена единицы товара, работы, услуги, начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги, максимальное значение цены контракта (в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить) указываются с использованием единой информационной системы.».

II. Статья 24.2

Следующим важным нововведением нужно назвать дополнение статьи 24.2 частями 4.1 и 4.2, касающимися единого реестра участников закупок, в части сведений, размещаемых в реестре оператором электронной площадки, и требований к нему:

«4.1. Оператор электронной площадки осуществляет ведение реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в котором должны содержаться:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), если участником закупки является юридическое лицо;

2) фамилия, имя, отчество (при наличии), если участником закупки является физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;

3) идентификационный номер налогоплательщика участника закупки;

4) дата осуществления аккредитации на электронной площадке;

5) иные информация и документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

4.2. Реестр участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, размещается на электронной площадке ее оператором в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона.».

Указанные дополнительные требования предусматривают в том числе:

а) порядок взаимодействия оператора электронной площадки и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок (ФАС России);

б) требования к проведению на электронной площадке электронных процедур в соответствии с Законом № 44-ФЗ;

в) порядок прекращения блокирования денежных средств на специальном счете участника закупок, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в электронных процедурах.

Далее, новыми частями 12-15 статьи 24.2 Закона № 44-ФЗ закреплен общий порядок взаимодействия участников закупок и оператора электронной площадки в ходе обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг.

Рассмотрим полный текст новых частей статьи 24.2:

«12. В целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона.»

Здесь нужно заметить, что упомянутые положения статьи 31 Закона № 44-ФЗ относятся к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, а также к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг и консультационных услуг.

«13. В течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частью 12 настоящей статьи электронных документов (или их копий), оператор электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие документы, принимает решение:

1) о размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке;

2) об отказе в размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в случае:

а) несоответствия перечня представленных документов (или их копий) перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона;

б) нарушения порядка, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 настоящей статьи, при направлении таких документов (или их копий).

  1. Оператор электронной площадки направляет участнику закупки уведомление о размещении или об отказе в размещении документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в течение одного часа с момента принятия решения, предусмотренного частью 13 настоящей статьи. В случае, если принято решение об отказе в размещении, такое уведомление должно содержать обоснование принятого решения.
  2. Порядок взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, в том числе при направлении документов (или их копий) и их рассмотрении в соответствии с частями 12 и 13 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.».

Следует отметить, что в настоящий момент Порядок взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, предусмотренный частью 15 статьи 24.2, еще не установлен, однако проект постановления Правительства Российской Федерации, утверждающего соответствующие Правила взаимодействия, подготовлен Минфином России и представлен для сведения в Информационном письме от 26.06.2019 № 24-06-08/46867 «Об участии в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг».

III. Статья 33

В качестве существенного нововведения нельзя не назвать дополнение обязанностей заказчика руководствоваться при описании объекта закупки в документации о закупке правилами, закрепленными в части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ (Правила описания объекта закупки), пунктом 8 следующего содержания:

«Документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.».

Первое, на что следует обратить внимание в данном нововведении, это появление среди прочих понятия «сноса» объекта капитального строительства, ранее не использовавшегося в Законе № 44-ФЗ. Понятие введено в соответствии с изменениями в терминологии Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), внесенными Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно данному Федеральному закону понятие градостроительной деятельности, закрепленное в статье 1 ГрК РФ, с 1 июля 2019 года определяется как деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.

Также значимым моментом стала обязательность включения проектной документации, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, в документацию о закупке в качестве надлежащего исполнения требований пунктов 1-3 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, появление в Законе № 44-ФЗ нового пункта 8 части 1 статьи 33 было вызвано необходимостью приведения законодательства о закупках в соответствие с изменениями, внесенными в ГрК РФ.

IV. Статья 37

Изменения коснулись и критериев определения добросовестности участников закупки. Это получило свое отражение в новой редакции части 3 статьи 37 Закона № 44-ФЗ (Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона):

«К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.».

В предыдущей редакции указанной статьи присутствовал факультативный подход к определению добросовестности участников закупки, предполагавший наряду с указанным вариантом также следующие: исполнение участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов.

Новой редакцией таких возможностей подтверждения добросовестности участника закупки не предусмотрено. Можно предположить, что законодателем в данном случае была устранена избыточная вариативность в подходе определения добросовестности, поскольку оба исключенных варианта по существу поглощались оставшимся. 

V. Статья 63

Изменения в отношении размещения заказчиком в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона коснулись условий цены контракта (статья 63 Закона № 44-ФЗ).

Теперь в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

При этом, в остальных случаях действует условие такого размещения «не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок». Напомним, ранее условная сумма цены контракта равнялась трем миллионам рублей, и строительные контракты не были выделены отдельной строкой.

Кроме того, перечень оснований возврата (в течение одного часа) оператором электронной площадки заявки на участие в электронном аукционе дополнен условием отсутствия в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, электронных документов (или их копий) участника закупки, предусмотренных перечнем, установленным Правительством Российской Федерации, либо несоответствия таких документов (или их копий) требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона (при осуществлении закупки, в отношении участников которой заказчиком установлены рассмотренные ранее дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ)

VI. Статья 67

Сокращен срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе – изменена часть 2 статьи 67 Закона № 44-ФЗ.

Так, срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе теперь не может превышать три рабочих дня с даты окончания срока подачи указанных заявок (ранее было – 7 рабочих дней), за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 63 44-ФЗ (рассмотрена выше), при котором такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок.

 VII. Статья 93

Втрое – со ста до трехсот тысяч рублей – увеличен верхний предел суммы цены контракта, при которой согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ допускается осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Одновременно, в пункте 28 той же части статьи 93 в пять раз увеличен лимит цены контракта на закупку лекарственных средств – с 200 тысяч до 1 миллиона рублей.

VIII. Статья 94

Среди особенностей исполнения контракта появилось условие об обеспечении гарантийных обязательств, закрепленное в части 7.1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ: в случае установления заказчиком требования об обеспечении гарантийных обязательств оформление документа о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги осуществляется после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) такого обеспечения в порядке и в сроки, которые установлены контрактом.

IX. Статья 95

Статья 95 Закона № 44-ФЗ в части 1 дополнена пунктом «в» относительно возможности изменения существенных условий контракта при его исполнении – при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта.

Кроме того, указанная часть 1 статьи 95 в отношении возможности изменения по соглашению сторон существенных условий контракта при его исполнении дополнена также пунктами 8-10, которые приведем полностью в силу достаточности изложенной в них информации:

"8) если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений;

9) если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта;

10) в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.".

X. Статья 96

Любопытным нововведением в вопросе обеспечения исполнения контракта представляется дополнение статьи 96 44-ФЗ частью 8.1:

«Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.»

Положения приведенной нормы непосредственно коррелируют с вышеописанными новациями в части 3 статьи 37 Закона № 44-ФЗ относительно добросовестности участников закупки. Таким образом, к отдельным добросовестным участникам закупки законодательство не применяет общее требование к обеспечению исполнения контракта.

Однако, необходимо учитывать тот факт, что положения статьи 30 Закона № 44-ФЗ, на которую ссылается законодатель, относятся к участию в закупках специальных субъектов – субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Таким образом, неприменение требований законодательства об обеспечении исполнения контракта возможно лишь при соблюдении условий, закрепленных в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, а именно:

  • осуществлении закупок путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
  • при этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями
Вступайте в клуб «Эксперт БФТ»!
Участники клуба получают специальные подарки и индивидуальные предложения
Клуб «Эксперт БФТ» в вашем смартфоне!
  • Быстрый доступ ко всем сервисам и разделам клуба
  • Оперативное оповещение о новых материалах