От планов по организации применения профессиональных стандартов к их практическому применению
/ / Госфинансы / Экспертные материалы

От планов по организации применения профессиональных стандартов к их практическому применению

Автор

Альмира Базеева,

Ведущий консультант ДМАиК

• Время чтения: 5 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

Мы продолжаем публикацию экспертных материалов по практическим аспектам эффективного перехода к реализации мероприятий по организации применения профессиональных стандартов.

Эксперт БФТ

ЧАСТЬ 3 «ПОШАГОВЫЙ ПРОЦЕСС ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ  ПО ЭТАПУ 3 ПЛАНА  ПЕРЕХОДА К ИХ ПРИМЕНЕНИЮ. ПЕРВИЧНОСТЬ ПРОФСТАНДАРТОВ ПО ОТНОШЕНИЮ К СПРАВОЧНИКАМ (ЕТС/ЕКТС) С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЗНАЧИМОСТИ»

ОПРЕДЕЛЯЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ (ЭТАП 3 ПЛАНА ПЕРЕХОДА).

Как ранее упоминалось – на основе сформированного перечня трудовых функций, выполняемых в рамках деятельности организации, проводится определение необходимости внедрения профессиональных стандартов на уровне организации. Рассмотрим этот процесс в деталях.

Алгоритм принятия решения на этапе 3 «Определение необходимости применения профессиональных стандартов» плана внедрения стандартов приведён на рисунке 1.

 

ОТ ПЛАНОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ К ИХ ПРАКТИЧЕСКОМУ  ПРИМЕНЕНИЮ

Итак, проводим мониторинг на основании пакета документов, содержащих перечень трудовых функций и перечень НПА, регулирующих их выполнение, сформированном на этапе 2.

  1. Сначала проводим мониторинг должностных функций на предмет выполнения работ по определенным должностям, профессиям, специальностям, связанным с предоставлением компенсаций и льгот, либо на наличие ограничений.

Если такие должности (профессии, специальности) присутствуют, то необходимо соблюсти соответствие этих должностей (профессии, специальности) и квалификационных требований к ним с  наименованиями и требованиями, указанными в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Компенсации, льготы и ограничения  регламентируются, как правило, нормами трудового и (или) пенсионного законодательства и могут быть связаны с характером и условиями труда (например, льготы по пенсионному обеспечению для лиц, занятых на вредных и тяжелых работах), психофизиологическими особенностями организма (например, ограничение применения труда женщин и несовершеннолетних на тяжелых работах), природно-климатическими условиями (например, льготы для работников Крайнего Севера и приравненных к нему местностей). Обычно упомянутые компенсации, льготы, ограничения устанавливаются из соображений защиты самого работника, но иногда - из соображений защиты интересов третьих лиц (например, ограничение на занятие определенными профессиями, если у работника нет соответствующего образования).

Логика здесь понятна. Если государство считает определенные профессии публично значимыми настолько, что их представителям нужно обеспечить специальные права или возложить на них специальные обязанности, невыполнение которых побуждает ограничения на допуск к профессии, то работодателю не получится безнаказанно избежать этого специального регулирования, в случае, если он переименовал должность (профессию, специальность) сотрудника.

Чтобы определить, нужно ли должность (профессию, специальность) называть также, как в профессиональном стандарте, едином квалификационном справочнике (ЕКС) или едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС), следует выяснить, совпадает или не совпадает работа, выполняемая по должности, с тем, что указано в профстандарте (ЕКС, ЕТКС). Для этого нужно сравнить содержание раздела «Функциональные обязанности» должностной инструкции работника (либо иного аналогичного раздела инструкции или трудового договора с работником, если должностные или рабочие обязанности определены в нем) с содержанием соответствующего раздела профстандарта (ЕКС, ЕТКС) (в профстандарте этот раздел называется «Трудовые действия»).

В случае совпадения их содержания должны совпадать и наименования должностей (профессий, специальностей). Напрямую данные требования в законодательстве не закреплены, однако, в ином случае работодатель может недобросовестно обеспечивать получение сотрудником компенсаций или льгот, либо требовать от него соблюдения ограничений.

Таким образом, в рассматриваемом случае в профстандарте (ЕКС, ЕТКС) и должностной инструкции (трудовом договоре, штатном расписании) должны совпадать не только название должности (профессии, специальности), но и описание должностных (рабочих) обязанностей сотрудника.

  1. Следующим шагом составляем перечень должностей штатного расписания, к которым по виду работ нормативными актами устанавливаются требования к квалификации в связи с исполняемыми функциями (учитывая выполнение всех трудовых функций по должности, или их часть, которая регулируется нормативными актами). Следует учесть, что не всегда название профессии в стандарте может совпадать с названием должности в расписании.

Статья 195.3 ТК РФ закрепляет следующее: «Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями».

  1. Когда определен перечень профстандартов, нормы которых обязательны к применению в соответствии со статьями Трудового кодекса РФ (ч. 2 ст. 57 и 195.3), необходимо принять решение о применение положений профстандартов по прочим должностям (профессиям, специальностям), для которых профстандарты пока носят рекомендательный характер.

В случае принятия решения  руководством организации о применении профессиональных стандартов для всех остальных должностей (профессий, специальностей), данное решение оформляется локальным актом организации.

Если работодатель не применяет обязательные профстандарты (при наличии условий. зафиксированных пунктами 1- 3), то ему грозит штраф.

Работодателя ждет административная ответственность за нарушение трудового законодательства. Штраф, в частности, для юридических лиц по общему правилу составляет от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.

Специальная ответственность грозит, если трудовой договор оформлен ненадлежащим образом. Работодателя могут привлечь к ней, например, когда должность, предполагающая льготы, указана в трудовом договоре без учета профстандарта либо квалификационного справочника. В частности, юридические лица заплатят за такое нарушение от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

  1. В прочих случаях, характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена пунктами 1-3, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

СПРАВОЧНИКИ (ЕТКС, ЕКС) ИЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ - ЧТО ПЕРВИЧНО?

В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время, о чем еще раз подтверждено письмом Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.04.2016г.). Но такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходить в течение достаточно длительного периода.

Так что же все-таки первичнее? Так как уже сейчас возникают вопросы о том, как быть, если наименование должности (профессии, специальности) в профстандарте и ЕКС (ЕТКС) отличаются.

В целом стандарты либо повторяют наименования должностей и профессий, приведенные в ЕКС или ЕТКС (во всяком случае в самом стандарте всегда указывается, как трудовая функция, описываемая в стандарте, именуется в ЕКС или ЕТКС, если этот справочник для нее есть), либо закрепляют названия новых должностей (профессий, специальностей), которые не включены в ЕКС (ЕТКС).

Почему эксперты БФТ советуют ориентироваться на профстандарт?

В настоящий момент при разработке новых должностных инструкций и пересмотре старых, а также при введении новых должностей следует ориентироваться на вновь принятые профстандарты, а не на старые ЕТКС и ЕКС.

В соответствии с ч.2 ст.57 Трудового кодекса, «если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов».
        В действующей редакции ст. 57 ТК использован союз «или», то есть наименования должны соответствовать наименованиям, указанным в классификационных справочниках или профессиональных стандартах.

НАГЛЯДНЫЙ ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОФСТАНДАРТА

В России существует  большое количество профессий по которым государством установлены льготы и компенсации. Так существует более 500 профессий с  гарантированным досрочным выходом на пенсию (льготная (досрочная) пенсия).

Основные профессии и специальности, дающие право на такую льготу, а также  условия для ее назначения закреплены следующими НПА:

  • Постановление Кабинета Министров СССР «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» от 26.01.1991 № 10;
  • Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (статьи 27 и 28);
  • Федеральный закон «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 №400-ФЗ (глава 6).

Одной из таких профессий является «электрогазосварщик» и по данной профессии должно быть соблюдено условие части 2 статьи 57 ТК РФ, то есть наименование этой должности и квалификационные требования к ней должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или соответствующем профстандарте».

В нашем случае, наименование должности, закрепленное в ЕКТС и возможные наименования профстандарта «Сварщик» не тождественны друг другу. Каким документом в таком случае руководствоваться?

По статусу определить наиболее значимый в юридическом аспекте документ не представляется возможным, так как и справочники и профстандарты утверждаются нормативно-правовыми актами одного и того же органа власти (Минтруда России). Нормы Трудового кодекса российской Федерации на данный вопрос не отвечают, однако основываясь на существующей судебной практике можно сделать выводы о том, что все-таки нормы профстандартов первичнее и имеют большую юридическую силу.

Так, в определении Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 N 321-О[i] в пункте 4 закреплен следующий абзац «согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации к числу законодательных актов, утративших силу, следует относить акты не только формально отмененные, но и фактически недействующие в силу издания более поздних актов», который подтверждает большую юридическую значимость нормативно-правовых актов, принятых позже.

Также существует судебная практика по увольнению работников в  связи с отсутствием документа подтверждающего соответствие определенной квалификационной характеристике, утвержденной профстандартом (Решение Хасанского районного суда № 2-1016/2015 2-1016/2015~М-1105/2015 М-1105/2015 от 26.11.2015 по делу № 2-1016/2015[ii]; Определение Приморского краевого суда № 33-1286/2016 от 16.02.2016 по делу № 33-1286/2016[iii] ).

Резюмируя изложенное, следует отметить следующее. Если два акта обладают одинаковой юридической силой (в нашем случае — изданы тем же нормотворческим органом), то применяется более поздний, то есть профессиональный стандарт, даже несмотря на то, что ЕТКС (ЕКС) в указанной норме продолжает действовать и не был отменен.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Анализ вышеназванных нормативных актов и изучение уже существующей судебной практики позволяют нам сделать следующие выводы:

  • руководителям организаций необходимо уделить внимание тщательной проработке Планов перехода к применению профессиональных стандартов, чтобы успеть эффективно реализовать все закрепленные в нем мероприятия не позднее установленных Постановлением Правительства РФ№ 584 от 27.06.2016г. сроков.
  • необходимо основательно подойти к процедуре анализа выполняемых работниками учреждения должностных обязанностей на предмет соответствия нормам профстандартов, обязательность применения которых напрямую установлена статьями Трудового кодекса РФ.
  • при разработке новых должностных инструкций и пересмотре старых, а также при введении новых должностей, советуем ориентироваться на вновь принятые профстандарты, а не на старые справочники (ЕТКС/ЕКС), несмотря на то, что в текущее время работодатель имеет право самостоятельно определять, какой нормативный правовой акт использовать, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. «Профстандарт» - наиболее «поздний» документ, а значит юридически обладающий большей значимостью.

 

[i] Определение Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 n 321-о "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса законодательного собрания Ростовской области о проверке конституционности статьи 10 Федерального закона "О внесении дополнений и изменений в налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"

[ii] https://sudact.ru/regular/doc/wMtIRoUhYE5v/

[iii]Решение № 2-1016/2015 2-1016/2015~М-1105/2015 М-1105/2015 от 26 ноября 2015 г. по делу № 2-1016/2015

ЕСТЬ ВОПРОС?
ЗАДАЙТЕ ЕГО НАШЕМУ ЭКСПЕРТУ!

Вы можете задать вопрос эксперту БФТ и получить грамотный ответ

Задать вопрос
ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ ЭКСПЕРТ БФТ В TELEGRAM!

И узнавайте о события первым!

Подписаться
сведения сведения сведения
Заказать звонок
Заказать презентацию
Задать вопрос
Онлайн-чат
Поиск